Как правильно пахать мотоблоком
Двигатель запущен, можно приступать к вспашке. Для начала работы мотоблок выводится на участок. Границы первой борозды отмечаются туго натянутым шпагатом. Ручки управления следует повернуть в левую сторону, чтобы управлять блоком с нераспаханной земли. На малой скорости делается первая борозда. Делать это нужно аккуратно, не сбиваясь с ориентировочного шнура. Дойдя до конца участка, выполняют проверку глубины вспашки. Она должна быть в пределах 15-20 см.
После этого правое колесо ставят в борозду, включают первую передачу и продолжают пахать. Пользоваться оборудованием легко, навык появляется быстро. Если глубина вспашки не устраивает, нужно регулировать плуг. При вспашке нужно постоянно следить за колесом в борозде, оно не должно выходить за ее пределы. Гребень земли должен находиться на расстоянии 8-10 см от предыдущего. Хорошо отрегулированный мотоблок движется ровно, без рывков. Подталкивать его нельзя. С появлением навыков скорость вспашки можно увеличить.
Иногда мотор перегревается. В таком случае его нужно заглушить и остудить. При вспашке почвы она наполняется кислородом. Это сказывается на будущем урожае. Полезна осенняя вспашка. Пашите мотоблоком под зиму. Весной останется перекопать некоторые участки в углах огорода. Для пахоты лучше использовать изделия среднего и тяжелого класса.
Как пахать мотоблоком с плугом
Сегодня владельцы земельных участков часто пользуются техникой. Пахать плугом на мотоблоке намного проще и быстрее, чем копать огород лопатой. Мотоблок вспашет за полтора часа всю площадь, которую штыковой лопатой нужно копать неделю. Но для этого нужно правильно управлять механизмом. Агрегат вместе с навесными орудиями нужно:
- доставить к месту работы;
- резиновые колеса заменить грунтовыми зацепами;
- удлиненные оси придадут мини-трактору дополнительную устойчивость;
- навесить и отрегулировать плуг;
- запустить двигатель;
- начать пахать.
Правильная пахота имеет преимущества перед другими видами работ:
- во время этого процесса можно вносить удобрения;
- вспахиваемая глубина на всем участке остается неизменной;
- грунт насыщается кислородом и влагой;
- замедляется рост сорняков;
- урожайность вырастает вдвое;
- экономится время.
Управлять мотоблоком просто: нужно идти рядом с ним и рукоятками регулировать направление его движения. Вес агрегата должен быть не менее 70 кг. Выполнять вспашку можно на мотоблоке Нева и других механизмах. Более легкий агрегат не потянет плуг.
Такая вспашка имеет и недостатки:
- нельзя пахать участки с глубоко находящимися корнями;
- плодородный слой постепенно угасает и теряет качество.
Ровность вспашки можно отрегулировать скоростью движения мини-трактора.
Как пахать с фрезами
Небольшие участки лучше обрабатывать культиватором. Вместо культиватора используются и мотоблоки с фрезами. Они входят в комплект поставки или приобретаются отдельно. Настраиваются они горизонтально. Такая регулировка предотвращает появление волн из грунта. Обработка производится 1 раз. После двойной обработки земля слеживается. Часто используются саблевидные фрезы, иногда в форме «гусиных лапок». Работают фрезы аккуратно и с высоким качеством. Недостаток их — малая прочность, приводящая к частым ремонтам.
Вспашка земли мотоблоком с адаптером
Качество вспашки повышается, если плуг превратить в модуль транспортно-пахотного назначения. Адаптер представляет собой некий прицеп. Функциональность агрегата с адаптером сравнима с трактором и его возможностями. Пахота проходит легко, но медленно. Для вспашки целины нужен мотоблок весом более 100 кг. Может понадобиться утяжелитель для колес. Пахота проводится в несколько приемов. На каждом этапе земля обрабатывается на большую глубину. Легче обрабатывается сырая почва.
В заключение следует напомнить, что каждый год нужно менять направление вспахивания. Мотоблоки Нева, Хопер, МТЗ, Кентавр и некоторые другие марки могут пахать в свал, окучивать посадки с картофелем и выполнять целый ряд других работ на земельном участке и во дворе. Для осенней уборки урожая используют навес, приподнимающий землю и пропускающий ее через решетку. Клубни остаются сверху.
Помогли ли вам наши советы? На какие критерии при выборе мотоблока вы обращаете внимание прежде всего?
2 Вспашка участка мотоблоком
Существует два способа вспашки огорода.
- Пахота всвал. Работать начинают с центра участка. На противоположной стороне мотоблок разворачивают, правое колесо ставят в борозду и идут назад. При этом получается большой гребень. Так продвигаются, вспахивая весь огород. Плюсы этого способа в том, что если на огороде есть еще немного снега, он попадает в борозды и дольше не тает, наполняя землю влагой.
- Вспашка вразвал.Двигаться начинают с правого края участка. В конце ряда перегоняют аппарат на другой край и снова пропахивают. И так продолжают всю вспашку, ряд за рядом. При таком методе плуг переворачивает почву и засыпает ею удобрения.
Весной рекомендуется прокультивировать огород фрезами, измельчая большие куски земли и навоза, что в свою очередь повысит урожайность.
Мотоблок Крот очень популярен среди дачников и огородников, потому как значительно облегчает труд. Устройство его несложное, а качество обработки земли при его использовании вырастает в разы
Однако для такого результата важно научиться правильно использовать технику на своем участке
2.1 Запуск мотоблока
Перед началом работы включают сцепление, выбрав «нейтраль» на коробке передач, запускают двигатель, который должен прогреться. Оптимальной скоростью для обработки почвы среднего качества считается вторая.
Вспашка земли мотоблоком
В процессе вспашки число оборотов может меняться. Его корректируют, когда изменяется глубина вспашки или при переходе на другой тип почвы.
2.2 Вспашка участка
Как правильно пахать? Для выполнения основной работы технику установить на края поля. Руль расположить параллельно земле.
Мотоблок заглубить немного в грунт, нажатием вниз. Двигаться прямо, придерживая за ручки. Давить сильно на руль не следует, так же, как и толкать работающий мотоблок. Главная задача в том, чтобы удерживать руль правильно, чтобы аппарат не погрузился глубоко в почву или наоборот не поднялся вверх. Сделав первую борозду, проверяют ее глубину от дна до гребня, которая должна варьироваться от 15 до 18 см.
Если аппарат прекратил двигаться, а фрезы зарываются в землю, то его следует, взяв за рукоятки, вывести на ровное положение. Могут возникнуть отклонения в стороны, особенно на прокультивированных бороздах. На рыхлой, обработанной земле следят, чтобы фрезы не погружались глубоко, а на твердой почве делают несколько подходов, сделав первую обработку на малых оборотах.
2.4 Рекомендации
Мотоблок следует подбирать в зависимости от размера участка. Делятся они на три типа:
- Мотокультиватор или легкий мотоблок. Весит до 50 кг. Мощность – 3-5 лошадиных сил. Предназначен для обработки земли до 6 соток с помощью фрезы или культиватора.
- Средний мотоблок. Вес – до 100 кг. Мощность – до 12 лошадиных сил. Вспахивает участок до 120 соток при помощи легкого плуга.
- Тяжелый мотоблок. Мощность – до 30 лошадиных сил. С его помощью можно обработать площадь до 2 гектар. Работает с навесным плугом.
Важнейшая работа огородника весной или осенью – вспашка приусадебного участка. У многих в хозяйстве уже имеется собственный мотоблок для этих целей, что значительно облегчает труд. У новичков могут возникнуть трудности при работе с этой техникой. Как пахать мотоблоком, как отрегулировать плуг, чтобы аккуратно и правильно вспахать огород. Ответы на эти вопросы позволят качественно провести требуемые работы.
Как подготовить к работе?
Подготовка агрегата к работе включает в себя установку грунтозацепов, а также навешивание и регулирование плуга.
Установка грунтозацепов. Данные приспособления представляют собой металлические колёса диаметром до 60 см и шириной 17- 20 см. В продаже встречаются и более тонкие образцы, однако покупать их не рекомендуется. Это обусловлено тем, что с тонкими зацепами сделать ровную борозду очень трудно: мотоблок будет болтать в разные стороны и справляться с ним в таких условиях довольно проблематично. Для того чтобы установить грунтозацепы, агрегат ставят на ровную площадку, откручивают родные колёса с резиновыми шинами и снимают ступицы.
Ступицы зацепов несколько длиннее обычных, поэтому их использование приводит к увеличению ширины колеи, из-за чего мотоблок становится более устойчивым. После того как ступицы будут надёжно закреплены на них монтируют грунтозацепы. При навешивании металлических колёс необходимо следить за тем, чтобы протектор сужался вперёд. Желательно выбирать зацепы таким образом, чтобы после их навешивания общий вес агрегата был больше 70 кг. В ином случае машина будет пробуксовывать и обработка получится неравномерной и некачественной. В случае приобретения слишком лёгких грунтозацепов необходимо позаботиться о дополнительном утяжелении конструкции. Для этого можно приобрести набор дополнительных грузов, установка которых обеспечит нужный вес.
Установка и регулирование плуга. Закрепление плуга выполняется посредством сцепок, которые крепятся к агрегату при помощи шкворня. Соединение сцепки и агрегата рекомендуется сделать с люфтом в 5-6 градусов. Если зафиксировать плуг неподвижно, то при вспашке он начнёт мотать мотоблок из стороны в сторону, что обусловлено неравномерным воздействием на него почвы. При соединении сцепки с плугом затягивать гайки до конца не рекомендуется. Это обусловлено тем, что впереди предстоит процесс регулировки, во время которой их не раз придётся то затягивать, то ослаблять.
Для выполнения регулировки необходимо установить агрегат на кирпичи или сложенные друг на друга доски. Высота такой конструкции должна равняться глубине вспашки и составлять 20-25 см. Грунтозацепы при этом следует зафиксировать, обеспечив тем самым мотоблоку полную неподвижность. Затем плуг располагают так, чтобы полевая доска всей своей длиной лежала на земле. Стойка плуга при этом должна быть расположена строго перпендикулярно земле и параллельно по отношению к внутреннему торцу зацепа.
Затем регулируют угол уклона полевой доски, при этом расстояние от носа плуга (лемеха) до пятки должно соответствовать 3 см. Если регулировкой наклона пренебречь, то при работе плуг начнёт зарываться в грунт, двигатель будет перегреваться и работу придётся остановить. Далее следует отрегулировать ширину колеи. Для этого правую кромку лемеха выставляют в одну линию с внутренней частью правого грунтозацепа.
Запуск агрегата. Перед тем как запустить бензиновый или дизельный мотор, необходимо проверить уровень масла и залить топливо в бак. Двухтактные бензиновые модели работают на смеси бензина и моторного масла, в то время как мощные четырёхтактные «употребляют» чистый бензин марок А-92 и А-95. При заправке мотоблока дизельным топливом следует учитывать температурный режим и в холодное время года заливать зимнюю солярку. Также перед пуском следует проверить работоспособность руля, газа, реверса и сцепления, после чего можно заводить.
Для включения бензинового двигателя, оборудованного ручным стартером, открывают кран на топливном баке и выставляют рычаг подсоса в режим «Запуск». Затем, не включая зажигания, выполняют от 3 до 5 движений стартера, после чего включают зажигание и запускают двигатель. Как только двигатель запустился, подсос сразу переводят в режим «Работа». На мотоблоках, оборудованных электростартером, пуск мотора выполняется ещё проще. Для этого просто включают зажигание, электронасос при этом закачивает топливо в карбюратор и двигатель заводится.
Перед запуском дизельного двигателя весь находящийся в системе воздух выгоняют электрическим стартером, и после того как его место займёт солярка, двигатель запускают. Если же мотор оборудован ручным стартером, то просто открывают кран подачи солярки, устанавливают газ и нажимают на декомпрессор. Затем производят несколько качков стартером, декомпрессор встаёт на место и мотор заводится.
Как правильно настроить плуг на мотоблоке? Пашем просто, быстро и легко.
Став счастливым обладателем мотоблока той или иной марки мы сталкиваемся с проблемой выбора плуга и сопутствующих элементов для проведения вспашки своих участков огородов и полей. Весна — жаркая пора для всех людей не равнодушных к земле, теме экологичного питания, дачников и огородников. Как сделать труд легче, приятнее и полезней? В данной статье речь пойдет об правильной настройке плуга, выборе сцепки, работе над своими ошибками. Все по порядку:
Как человек проживающий в сельской местности с детства наблюдал за работой тракторов в полях. Плуг — чего тут удивительного, подумал я когда отправился за покупкой данного навесного к своему мотоблоку Агат с двигателем 6,5 л.с. В специализированном магазине выяснилось что не все так просто. Вариантов плугов множество — в зависимости от мощности мотоблока. Выбор был сделан по совету продавца, спорить я не стал, т.к. в этом не было смысла. Далее последовала сопутствующая покупка сцепки (на тот момент представлял это одним целым)
Установив данное навесное оборудование на мотоблок ринулся в путь с гаечными ключами в руках для регулировок. Первый раз в жизни пашем землю — экспериментальный заезд. Конечно проводил консультации с соседями и знакомыми людьми. Советы в стиле: «поставь мотоблок на кирпич, два пальца под пяткой, угол атаки. » Все эти советы казались простыми, это и пугало. Приходилось наблюдать за работой мотоблочников при вспашке — все в поту, толи толкают мотоблок, то бегут за ним — без сил, рук и ног. На первых порах мне казалось что именно так и выглядит пахота на мотоблоке. Но все это было результатом неправильной настройки плуга.
Постараюсь простым языком рассказать и поделиться опытом по правильной настройке сцепки и плуга, при которой вы с легкостью справитесь с любыми объемами по вспашке на мотоблоке любой марки. Понимание этого пришло по прошествии одного сезона — не нужно ни куда спешить.
Первое: Плуг пашет в положении строго перпендикулярно плоскости земли, эту регулировку проводим после первого и последующих проходов, так как колесо уходит в колею. Все просто — как на фото:
Второе: Что такое угол атаки? Это то, на сколько глубоко плуг войдет в грунт прежде чем его пятка — нижняя часть займет положение параллельно линии движения. Чем больше угол атаки тем глубже колея, больше отвал, выше грядка))) Это самая распространенная ошибка — слишком большой угол атаки на легкий и слабый мотоблок — результат больные руки и спина у того кто им управлял. Дополнительно можно воспользоваться грузами, но при этом увеличивается нагрузка на ось и двигатель — не перестарайтесь, все в разумных пределах. На фото схематично обозначил линиями:
В третьих: Ошибка при которой мотоблок стремится убежать то в лево , то в право. Если взглянуть на мотоблок с верхней точки, то сцепка должна находиться в положении строго перпендикулярно оси мотоблока. Понять это просто — представьте вы плывете на лодке — как вы рулите? Догадались — здесь все по тому же принципу. Схематично обозначил линиями на фото:
Если соблюдать все эти правила по регулировке плуга, то работа будет в радость, мотоблок вам в помощь, а не в нагрузку.
Но все эти регулировки бессмысленны — если сцепка низкого качества. И это самая главная ошибка! Выбираем качественную, надежную — крепкую сцепку, чтобы быстро и с легкостью проводить регулировки, при этом надежность креплений не должна подвергаться сомнению в момент работы плугом.
На фото сцепка черного цвета — надежно зарекомендовала себя — приличная толщина металла, не гуляет в местах креплений, резьбовые соединения не срывает
На фото сцепка красного цвета — удовлетворительного качества — гнется, гуляет, резьба на регулировочной шпильке сбивается.
Спасибо вам мои друзья, что дочитали до конца
Надеюсь что данный материал будет полезен начинающим мотоблочникам. По теме вспашки на автомобильных колесах — как альтернативе грунтозацепам в моих следующих статьях на канале Позитивная деревня
http://motoblok-kultivator.com/kak-pahat-motoblokom-s-plugom-video/http://stroy-podskazka.ru/motobloki/kak-pahat-plugom/
Регулировка плуга на мотоблоке
Для работы на разных видах почвы, агрегат нужно настраивать иначе. Но основная регулировка происходит по нескольким критериям:
- настройка глубины вспашки;
- регулировка угла атаки;
- нарезка первой борозды.
Глубина вспашки. От настройки глубины пахоты зависит дальнейший процесс выращивания сельскохозяйственных культур. Если настроить недостаточную глубину, то корни вредоносных растений останутся под грунтом, а если глубина будет слишком большая, то плодородный грунт перемешается, и растения не получат нужных питательных элементов.
Угол атаки. Регулировка происходит при помощи полевой доски. От угла атаки зависит производительность работы агрегата: если угол атаки больше, чем нужно, то устройство застрянет в земле, а мотоблок забуксует; а если угол атаки будет недостаточным, то плуг не будет снимать нужный слой почвы.
Первая борозда. После проведения всех настроек нужно произвести пахоту первой борозды. На этом этапе становится понятно правильно ли настроен плуг. При следующей пахоте машина опускается одним колесом в колею, а дальнейшая настройка происходит в борозде.
Регулировка глубины вспашки
Глубина вспашки задается по двум параметрам:
- тип обрабатываемой земли;
- конструкционные особенности.
Перед началом настройки нужно найти максимально ровную площадку. Если есть возможность произвести регулировку на асфальте, то переместите машину на него. Когда техника пашет почву, правым колесом она движется по колее, а левое колесо находится на необработанной земле. Чтобы воссоздать такое положение машины, нужно установить под левое колесо мотоблока подставки, высота которых должна составлять глубину вспашки.
Глубина вспашки настраивается при помощи регулировочного колеса. Чем глубже будет опущено опорное колесо, тем меньше будет глубина пахоты и наоборот. Высота опорного колеса должна быть равна высоте поднятой стороны.
Угол атаки
Угол атаки регулируется на раме устройства. Настройте горизонтальное положение рамы с помощью талрепа и опустите агрегат до касания лемеха земли. Потом нужно немного приподнять корпус, чтобы задняя часть лемеха была поднята над землей на несколько сантиметров.
Если угол атаки будет слишком большим, то мотоблок будет зарываться в землю. Если угол атаки будет маленьким, то агрегат не погрузится на нужную глубину, а распашет только верхний слой почвы.
Первая борозда и угол отвала
Последняя регулировка — это нарезка первой борозды. После пробной пахоты становится понятно, правильно ли настроено устройство. Если техника не буксует и агрегат заглубляется легко, то значит плуг отрегулирован.
После нарезки борозды, машина опускается правым колесом в колею. После этого уточните глубину вспашки и отрегулируйте агрегат. Теперь можно приступать к полноценной вспашке.
Затачивание лемеха
Главный рабочий элемент плуга — это лемех (нож). На лемех приходится основная нагрузка при вспашке, потому что именно этот элемент прорезает слой земли. Со временем лемех затупляется, что приводит к уменьшению производительности пахоты. На агрегате должен быть установлен съемный лемех.
При повреждении режущей кромки, устройство перестаёт легко заглубляться в землю, а мотоблок начинает буксовать. Если процесс вспашки ухудшился, то значит пора произвести ремонт. Правильно заточить лемех можно только на специальном оборудовании, которое раскалит сталь, чтобы сделать её пластичной. После того, как сталь будет более пластичной, её выправляют, остужают и затачивают. В домашних условиях можно воспользоваться станком для заточки инструмента. Затачивать лемех нужно под небольшим углом, со стороны, на которой он врезается в землю.
Регулировка на тяжелых мотоблоках
Настройка плуга на тяжелых дизельных мотоблоках не отличается от регулировки на машинах легкого класса. Единственное, что на тяжелых машинах не устанавливают грунтозацепы, потому что масса такой техники превышает 200 кг. Главное, соблюдайте технику безопасности при подключении агрегата и вспашке. Ведь чем мощнее техника, тем нужно быть более внимательным при работе.
Настройка мотоблока
Работа с мотоблоком начинается с его настройки. Она зависит, прежде всего, от площади вспахиваемого участка, а также от качества почвы. Некоторые универсальные правила помогут настроить технику правильно:
- Рекомендованный диаметр грунтозацепов – 50-60 см, а ширина – 18-20 см. Если размеры меньше указанных, техника не даст возможности сделать ровную борозду, ее будет водить по разным сторонам.
- Обод колес предпочтительно выбирать сплошной, чтобы на него не набивалась земля.
- Вес агрегата должен быть менее 70 кг, иначе он будет постоянно буксовать.
- Положение самой машины при вспашке должно быть таковым, чтобы все ее основание полностью касалось почвы. В противном случае глубина вспашки будет или слишком большой, или, наоборот, вспахивания не получится вовсе.
- Во время крепления плуга со сцепным устройством, крепежные гайки полностью не закручивают. Тем самым остается возможность дальнейшего его регулирования. Используя всего два штыря, можно легко сцепить плуг с крепежной серьгой.
Разновидности
Для того чтобы правильно подобрать плуг для мототехники подходящей конструкции, необходимо узнать, какие виды подобных устройств, вообще, существуют. В зависимости от направления сельскохозяйственных работ практикуются:
- однокорпусные,
- 2-х корпусные;
- поворотные;
- роторные;
- отвальные;
- безотвальные приспособления.
Можно своими силами сделать многофункциональный плуг к мотоблоку, который подойдет для многих видов грунтов. Самым удачным решением для распахивания дачного участка и для применения людьми, не владеющими надлежащими навыками, является облегченное однокорпусное устройство.
Настройка плуга на тяжелых мотоблоках
В статье рассматривались так называемые легкие мотоблоки, которые в большинстве своем используются на дачах. Но также имеются тяжелые разновидности. Главные их отличия в том, что последние в разы мощнее и более громоздкие. Также на них устанавливаются дизельные двигатели. Такой выбор обусловлен тем, что при одинаковом объеме в рабочем числе оборотов дизель имеет больший крутящий момент, нежели бензиновый двигатель.
Установка и настройка плуга на данный тип техники ничем не отличается от того, что был описан выше. Единственное, что стоит отметить – настройку лучше совершать двум работникам, потому что вес тяжелых мотоблоков порой превышает 200 килограмм.
Типичные ошибки при выборе мотоблока
Многие неопытные фермеры при покупке мотоблока для обработки почвы на своем участке необдуманно ориентируются лишь на стоимость и внешний вид. Такой подход может привести к поломке сельскохозяйственного агрегата или неудобству при его использовании. Рассмотрим основные ошибки при покупке мотоблока, и советы, которые помогут сделать правильный выбор.
- Когда будущий владелец мототехники для обработки земли не ориентируется в размерах своего участка и типах почвы на нем. К примеру, для дачного участка в 6 соток будет достаточно мотоблока легкого класса. Даже если на нем имеется целинная земля, можно один раз нанять для вспашки трактор, чем купить тяжелый агрегат, и испытывать неудобства при его использовании в дальнейшем на участке с небольшой площадью.
- Когда фермер точно не знает, какое навесное оборудование будет использовать. Необходимо заранее продумать, какие инструменты будут нужны в первую очередь, и не стремиться выбирать мотоблок с максимальным количеством навески, которая потом может не пригодиться. Почитайте специализированные форумы или посмотрите видео-обзоры опытных пользователей, чтобы составить перечень навесного оборудования, учитывая при этом рекомендации производителя.
- Следует заранее подобрать модель мотоблока проверенного производителя, качество сборки которого не будет вызывать сомнений. Тут на помощь придут обзоры и отзывы о технике, не стоит полагаться только на консультанта в магазине. Если же в первую очередь при покупке ориентироваться на стоимость, то при использовании дешевого агрегата проявятся следующие минусы:
- плохое качество металла и пластика;
- сильно завышенные технические характеристики;
- малый ресурс двигателя;
- сложность сборки мотоблока;
- неудобство и дискомфорт при эксплуатации: повышенный уровень шума и вибрации, большой вес, не эргономичная рукоятка без опции поворота и регулировки.
Если купить новый мотоблок в неофициальном магазине, поведясь на большую разницу в цене, велик риск не получить на садовую технику гарантию, сервисное обслуживание, необходимые запчасти и расходники. Приобретайте мотоблок только у официальных дилеров.
А также нужно определиться, кто из членов семьи будет пользоваться данной техникой для обработки почвы. Например, для лиц пожилого возраста подойдет легкий мотоблок или культиватор с максимальным количеством регулировок, что обеспечит комфорт и уменьшит нагрузку на спину, руки и ноги. Если на дачном участке предстоит работать хрупкой девушке или ребенку подросткового возраста, лучше отдать предпочтение сверхлегкому культиватору.
Как установить и пахать навесным плугом
Основными рабочими органами инструмента служат металлический лемех и отвал. Лемех осуществляет вспахивание, он подрезает верхние пласты грунта и направляет их на отвал. А отвал оборачивает поднятую лемехом землю, крошит её и сбрасывает в борозду. Благодаря такому процессу происходит глубокое рыхление почвы, при котором она насыщается кислородом и избавляется от сорной растительности.
На рисунке (схема) показано как выглядит лемешный плуг, предназначенный для того, чтобы пахать культиватором, мотоблоком в огороде. Разные модели приспособлений для вспашки могут иметь кое-какие отличия между собой, но преимущественно все они устроены именно так.
Перед тем, как начать пахать землю культиватором, мотоблоком, осуществляют сборку съёмного плуга. Для этого берут два болта и с их помощью присоединяют сцепку к стойке навесного орудия. Собранный узел нужно присоединить на кронштейн культиватора, слегка фиксируют и затем производят настройку по параметрам:
- глубина вспашки;
- угла наклона отвала;
- угла наклона пятки (полевой доски).
Для подгонки под нужную глубину пахоты мотокультиватор выкатывают на подставки высотою 12-20 см и ставят максимально ровно, да так, чтобы полевая доска полностью соприкасалась с поверхностью земли, а стойка была перпендикулярна ей. Навесной плуг регулируют до необходимого положения, при котором он будет пахать, а затем закрепляют винтом-регулятором и контргайкой.
Для регулировки угла наклона отвала культиватор накреняют в сторону. Для этого из-под правого колеса (или грунтозацепа) убирают подставку, оставляя только под левым. Гайки крепления навески к сцепке слегка ослабляют, плуг медленно поворачивают, придавая ему оптимальное положение для вспашки.
Изменение угла наклона пятки (полевой доски) осуществляют вращением регулировочного винта сцепки культиватора. Если требуется увеличить высоту подъёма пятки относительно лемеха, винт прокручивают по часовой стрелке и наоборот. При регулировке обязательно следят за тем, чтобы расстояние не превышало 3 см, иначе нос плуга при вспашке в огороде начнёт зарываться вглубь земли и ухудшать тяговое усилие культиватора, впрочем, как и мотоблока или мототрактора. По окончанию выполнения регулировки все гайки хорошо затягивают гаечным ключом. Более подробно рассмотреть процесс настройки плуга для пахоты мотокультиваторами Салют, Нева и прочими можно на видео.
После проведения указанных выше настроек плуг полностью готов к эксплуатации, вы смогли его выставить, и можно пробовать пахать в огороде. Перед тем, как начать им основательно пахать, особенно, целину, выполняют контрольную вспашку и оценивают, правильно ли отрегулирован плуг, каковы заглубления борозды и качество отвала почвы. Как правильно пахать культиватором, хорошо показано на видео на примере мотоблока Нева
Так же можно посмотреть видео о том, как себя ведёт тяжёлый мотоблок Зирка при вспашке целины, обратите внимание как заглубляется плуг
При правильной регулировке плуга мотоагрегат во время вспашки движется равномерно, без рывков, не зарываясь «носом» лемеха вглубь. Борозды из-под отвала получаются ровными и не идут «внахлёст» друг с другом при пахоте. Если на участке твёрдая почва, то вспахивание проводят в два захода. При первой вспашке устанавливают заданную меньшую глубину, при второй – большую. Таким же способом нужно пахать и целину. Для обработки маленьких территорий используют в основном культиватор и фреза для пахоты. Средние по площади наделы так же культивируют культиватором, но с применением лущильника или лёгкого плуга, а тяжёлые и целину – при помощи мощного мотокультиватора (например, Нева) и навесного плуга. Вы можете разработать собственную методику настройки плуга, которая подходит для вашего мотоблока. Прицепить плуг на мотоблок не составит труда.
Подготовка к использованию мотоблока
Распахивание грунта начинается с подготовки мотоблока. Давайте выясним, каким образом это осуществить.
- Перед вспахиванием мототехнику надо раскомплектовать. К рабочему месту мотоблок необходимо переправить без тележек и другого навесного снаряжения. Как правило, транспортировка агрегата к пункту назначения производится посредством автотранспорта. Если же земельные угодья, которые вы намереваетесь обработать, расположены вблизи вашего дома, монтирование мотоблока необходимо выполнить на ровной плоскости в любом подходящем месте.
- Съем транспортных колес. После того как мотоблок был доставлен на участок, который необходимо вспахать, требуется демонтировать транспортные колеса, чтобы поменять их на специализированные грунтозацепы (железные колеса). Для облегчения данной работы, под расположенную на задней части агрегата сцепку можно поставить козелки. Грунтозацепы необходимы для более основательного сцепления с почвой. Они являются незаменимым снаряжением для пахоты, высадки свеклы, морковки, картошки.
- Ротация ступиц. На следующей стадии подготовки агрегата перед вспахиванием необходимо поменять ступицы, на которых стояли транспортные колеса, на более длинные. Это необходимо для увеличения дистанции между грунтозацепами. Подобное решение существенно улучшит устойчивость агрегата в процессе эксплуатации.
- Монтаж грунтозацепов. Переходим к монтированию железных колес. Принципиально, чтобы данные элементы были верно смонтированы. Правильность установки определяется по направленности рисунка протектора. Суживание рисунка показывает направление движения вперед.
Как правильно пахать мотоблоком – о процедуре в деталях
Прежде, чем будет выполняться основная вспашка огорода мотоблоком, потребуется осуществить пробную обработку – это необходимо для проверки правильности регулировки плуга, выставленной глубины и отвала грунта.
При основной вспашке гребень каждой последующей борозды должен располагаться в непосредственной близости к гребню предыдущей борозды. Дистанция между ними не должна превышать 10 см. Вместе с тем, каждая последующая борозда ни в коем случае не должна быть наложена на предыдущую борозду. Для того, чтобы достичь такого результата при обработке грунта в процессе работы правое колесо используемого мотоблока не должно располагаться на основанию ранее проделанной борозды – лучше всего, чтобы оно находилось в центральной части отвала предыдущей борозды.
Работая по такому принципу, фермер сможет добиться наилучшего результата и вспахать участок ровными аккуратными бороздами.
Эффективная пахота мотоблоком – рекомендации экспертов
Большинство начинающих фермеров боятся использовать для вспашки грунта мотоблок, так как попросту не знают, как правильно настроить плуг и выполнить предстоящую основную обработку земли на участке. Тем не менее, ничего сложного в этом нет, и, чтобы добиться наилучшего результата, нужно всего лишь изучить рекомендации специалистов и придерживаться их в процессе работы.
Большое значение имеет размер обрабатываемого участка. Отталкиваясь от этого фактора, следует подбирать класс мотоблока и тип навесного оборудования для вспашки.
Как известно, все имеющиеся в продаже мотоблоки делятся на следующие категории:
- мотоблоки легкого класса – масса такой техники не превышает 50 кг, а мощность – не выше 5 л. с. Площадь участка, для которого используется легкий мотоблок, не должна быть больше 6 соток, в противном случае, агрегат будет поддаваться повышенным нагрузкам. Вспашка участка с таким мотоблоком выполняется при помощи штатных фрез из комплекта агрегата;
- мотоблоки среднего класса – вес такой техники достигает 100 кг, а мощность – 12 л. с., чего более чем достаточно для эффективной работы на участках, площадью до 20 соток. Обработка грунта такой техникой осуществляется при помощи легкого плуга;
- мотоблоки тяжелого класса – благодаря мощности до 30 л. с. и массе от 100 до 180 кг эти агрегаты способны на эффективную вспашку грунта на территориях, площадью до 1 гектара. Для этого мотоблоки могут оборудоваться навесным плугом. Также высокая мощность и большой вес дают владельцам этих мотоблоков качественно вспахивать наиболее тяжелую почву.
Определившись с подходящей техникой, следует изучить особенности правильной вспашки участка. Небольшие по площади территории лучше всего вспахивать с применением фрезы. Процедура по своей сути не сложная – агрегат располагается на краю участка, на нем включается повышенная передача, после чего можно начинать движение с мотоблоком. Дойдя до края участка, мотоблок разворачивается на 180 ⁰, после чего процедура выполняется в обратном порядке. Более подробно о вспашке грунта мотоблоком Нева с фрезами расскажет видео.
Совсем по-другому обстоят дела со вспашкой почвы плугом на крупных по площади участках
Для достижения наилучшего результата во время работы крайне важно правильно отрегулировать плуг. После оптимальной настройки навесного оборудования понадобится сделать пробный проход от одного конца участка к другому, после чего выполнить то же самое в обратную сторону
Во время этого правое колесо мотоблока должно находиться по центру предыдущей борозды. В процессе обработки земли нужно следить за плугом – учитывая наклон мотоблока, навесное оборудование должно располагаться перпендикулярно по отношению к поверхности грунта. Если это правило не соблюдено, то плуг потребуется настроить заново.
После этого нужно сделать второй проход, который поможет оценить глубину проделываемой борозды. Если она слишком глубокая, или, наоборот, очень мелкая, то плуг нужно настроить. Оптимальным показателем считается глубина в 15–20 см.
С улучшением результатов при вспашке участка скорость работы можно увеличить. В результате этого используемый плуг будет быстрее отваливать грунт, а его поверхность станет более ровной и без комков.