Неисправности системы смазки и как они устраняются
Основные неисправности системы подачи масла на бензопиле можно разделить на два основных вида, это общие неисправности присущие всем бензопилам и индивидуальные, которые могут различаться в зависимости от вида насоса и червячной передачи, установленной на конкретной модели. Начнем разбираться в неисправностях по порядку.
Признаки неисправности системы смазки, проверка её работоспособности
- Цепь бензопилы сухая и имеет бледноватый оттенок без блеска.
- Цепь относительно быстро растягивается.
- Шина очень горячая и даже может частично оплавляться краска.
- Масло из бака практически не убавляется.
- Снизилась эффективность реза на острой цепи
Все эти признаки указывают на то, что смазочный процесс протекает с нарушениями. Для того чтобы проверить подачу масла системой смазки необходимо снять боковую шину бензопилы и завести ее. Далее, нужно немного увеличить обороты наблюдая при этом за местом окончания масляной магистрали. Если масло поступает, скорее всего его количества недостаточно для нормальной смазки и нужно почистить или заменить фильтр и, если это возможно, отрегулировать подачу. В случае, когда не поступает, проблема более серьезная и требует проведения дальнейшей диагностики.
Существует способ проверки подачи масла, не снимая шины. Для этого необходимо направить конец шины в сторону, например, свежеспиленной чурки со стороны реза и максимально увеличить обороты, при этом нужно стараться держать конец шины на расстоянии не более 10 см от чурки. Если масленые пятна начнут появляться на её поверхности — значит масло подается.
Поиск неисправности
После того как было определено, что масло не подается, дальнейшая диагностика возможна только если полностью снять масляную систему. Конечно, в некоторых ситуациях помогает замена фильтра, но это встречается очень редко.
Наиболее частые неисправности
- Обрыв масляного шланга. Его иногда можно обнаружить и при визуальном осмотре. Проблема решается заменой неисправной детали.
- Отсутствие резьбы на валу масляного насоса, поможет его замена.
- Дефектная резьба на ведущей шестерне насоса аналогично решается установкой новой детали.
- Отсутствие штопора главного вала (актуально для некоторых моделей инструментов, например, Homelite). Исправить можно установив вместо родного штопора, подходящий по диаметру гвоздик, обрезав его до необходимой длины.
- Засор в магистрали. Можно удалить при помощи продувки сжатым воздухом или механически, с применением проволочки подходящего диаметра.
- Засор фильтрующего элемента.
- У инструмента Штиль MS 180, насос которого неразборный, он часто засоряется. Можно попытаться промыть в чистом бензине, если не поможет заменить.
- У китайских бензопил (Цыганка), очень часто срезает пазы на главной шестеренке, через которые усилие от звездочки передается на неё.
Индивидуальная неисправность системы смазки Stihl MS 180
Ввиду того что Stihl MS 180 является одной из самых распространенных моделей бензопил, хочется подробнее остановиться на одной, присущей только ей неисправности и описать способ устранения без замены деталей.
Достаточно часто на бензопиле Штиль MS 180 наблюдается разгерметизация масляной магистрали в том месте, где маслопровод, идущий от бака, устанавливается в корпус пилы. Определить неисправность можно по характерным подтекам смазки на днище инструмента.
Для устранения неисправности необходимо снять ручку бензопилы, вынуть шланг из посадочного отверстия, очистить и обезжирить. После всех этих манипуляций нанести на посадочное место шланга герметик и установить в корпус бензопилы.
Подробнее об устранении неисправности и полной диагностике системы смазки бензопилы штиль, можно узнать, посмотрев видео, в котором пошагово запечатлен процесс разборки и ремонт системы смазки.
Теория: роль смазки в пильной цепи
Масло для смазки цепи выполняет свое главное предназначение – смазывает направляющие звенья цепи, направляющие в шине и ведомую звездочку. Смазывающий материал должен медленно, в идеальном случае – регулируемо, подаваться сквозь предназначенный для этого канал в шинный паз. Далее масло для цепи захватывается направляющими звеньями и распределяется по всей поверхности пазов, доставляется до зубьев ведомой звездочки, снижая влияние сил трения между движущимися элементами и направляющими поверхностями.
Масла для смазки цепи электропилы ничем не отличаются от тех, которые применяются в механизмах с бензиновой силовой установкой. Разница заключается лишь в том, что не все модели с электрическим приводом оснащаются встроенной системой смазывания пильного инструмента. Смазочный материал в таких модификациях доставляется на шину шприцем, кисточкой либо окунанием пильного элемента в масляную ванну.
Некоторые из моделей брендовых пильных агрегатов Штиль или Макита, имеющих электрический привод, комплектуются масляными насосами с возможностью регулировки подачи смазочного материала. Увеличение либо уменьшение количества смазки может осуществляться двумя способами: изменением диаметра канала для ее прохождения или изменением хода плунжера масляного насоса, к примеру, в профессиональных пилах Stihl. Винт для изменения подачи расположен обычно в нижней или боковой части корпуса, вблизи от места крепления шины. Регулировку хода плунжера надежнее проводить в специализированной мастерской.
У большинства электрических цепных пил такая регулировка конструкцией не предусмотрена и масло подается в предусмотренном изготовителем количестве. Масляный насос, при его наличии, имеет прямую связь с двигателем: мотор работает – масло на цепь поступает. Остановка вращения мотора автоматически прекращает подачу смазочного материала. Подачу масла в таких пилах можно изменить одним способом – применением смазок с инвариантной вязкостью.
Недостаточно масла
Недостаток смазки естественным образом приводит к локальным перегревам трущихся поверхностей. Последствия перегрева и сухого трения могут привести к весьма печальным последствиям:
- деформации шины;
- преждевременному износу направляющего шинного паза;
- заклинивание и износ ведомой звездочки;
- заклинивание или обрыв цепи.
Все это не только может вывести электропилу из строя, но и чревато травмами.
Избыток масла
Избыточная подача смазки не приводит к возникновению критических нарушений в паре цепь-шина. Если не обращать внимания на повышенный расход смазочного материала и загрязнение корпуса пилы пропитанными маслом опилками, то можно следовать правилу «кашу маслом…». Метровые выбросы масляных брызг с цепи на больших и средних оборотах двигателя – еще одно неизбежное следствие чрезмерной подачи смазки на цепную пилу.
Читать также: Для чего нужен сетевой фильтр для компьютера
Метки: выбор масла для смазки цепи бензопилы stihl зимой
Комментарии 43
Если пилить целыми днями, то можно лить И-40, и другое новое. Отработку да ну нафиг — воняет, потом все черное, масло насос может екнуться, если не отфильтрованная. Да и опилки все в этой отработке, все это в землю потом впитывается.
Если пилить несколько кубов себе, то купить 1-2литра по 2-3€ за литр хорошего правильного масла, не такая уж и большая трата.
Спец. масло для цепей в основном минералка, есть даже биоразлагагаемые масла. Оно липкое и тянется, как сопли. Рекоменду не экономить. Еще от пилы зависит, на нормальных пилах насос крутиться только когда цепь движется, а не постоянно. Так же можно уменьшить подачу. Правильное масло и расходуется правильно. На хуске 550XP мне хватало одной заправки масла на 1.5-2 заправки бензином. А на двух заправках можно весьма много напилить.
ЗЫ А шина убивается от неправильной эксплуатации, тупой или не правильно заточенной цепи. А цепи тянутся только новые, и то немного, если звездочка не убитая.
Мы используем м8в, в народе «восьмерка» или «автол». Работа сезонная, с ранней весны до поздней осени. Износ шин и цепей не больше чем на рекомендованном масле.
Как-то раз предложил одному знакомому для смазки цепи использовать трансмиссионку gl-5.Всё лето дом строил.
По итогу испытания прошли успешно.Он сказал что цепь стала сильно меньше тянутся, и по работе пила понравилась.
Единственный минус как он сказал воняет больше во время работы)
Теперь льёт только его.
Штиль у меня 180й и ему лет 20 и даже поршневая родная, и работает он весной и осенью дай боже, и все время пользуюсь отработкам, но стараюсь из бензинон брать отработок, он намного чище.
Подойдет любое чистое(новое, НЕ бу) индустриальное или моторное масло, опираюсь на свой 10-ти летний опыт работы с пилами «ШТИЛЬ».По вязкозти нужно лить в зависимости от сезона.К примеру зимой сильно вязкое заливать можно, только чтобы масло было теплым.Отработку лить не нужно, маслонасос этого не любит.
А чем отработка с двс не угодила?
Ну нет у меня отработки на данный момент, а пилить надо.
Обычная веретенка, для цепи самое оно. А надпись «Белоруснефть» порадовала
с чего вдруг веретнка стала «цепной»?
Зимой — нормально, летом можно хоть трансмиссионку
Нормально, потому что жидкая?
Читал на каком-то американском сайте, что их профи лесорубы в масло ER присадку добавляют. В чем смысл? В пиле как в велосипеде цепь должна легко идти по шине, для бытовых нужд с задачей справится практически любое масло, когда холодно пожиже, в жару -можно погуще, чтобы расходовалось не так быстро.
так с этим ни кто и не спорит. Дело в другом. Когда цепь вращается медленно, на холостых, то и смазка особо не актуальна. Хорошая смазка нужна в режиме пиления, когда цепь вращается очень быстро, но тогда центробежные силы просто срывают частицы масла с цепи и оно улетает, не успевает смазывать места трения. При коротких распилах, в несколько секунд- не проблема, ибо хватает набравшейся смазки во время холостого хода. А вот при длительной работе на оборотах, шина работает практически на сухую. Вот именно для этого и требуется «липкость» масла, чтоб не так просто его было сорвать с цепи. Кстати, похожие требования предьявляются и к трансмиссионным маслам, правда немного по другим причинам.
Ну да, логично. Кстати, у меня на холостых цепь стоит на месте, вроде, исходя из безопасности, так и должно быть, если нет, то скорее всего прослабли пружины сцепления или обороты ХХ чрезмерны.
Правильно, цепь и должна стоять. Но допускается легкое протрагивание ее. Именно это состояние и считается правильно отрегулированным сцеплением.
Почему слетает и рвется цепь
Если с бензопилы слетает цепь или она рвется, это означает, что в устройстве есть какие-то неполадки, в нормальных условиях она этого делать не должна. Есть три причины, почему слетает цепь:
- Проблемы с шиной. Они ведут к ослаблению натяжки, что может привести к тому, что цепь порвалась. Чаще всего данная проблема возникает в пазу между внешней пластиной на кожухе цепной гарнитуры и внутренней пластиной на корпусе двигателя. Кожух с шиной зафиксирован болтом, который в процессе эксплуатации бензопилы может ослабляться, в результате чего шина начинает двигаться или вибрировать. Чтобы решить эту проблему, необходимо найти и опустить цепной тормоз, для чего винт натяжки, который находится рядом с шиной, нужно проворачивать до полного натяжения.
- Цепь растянулась. Провисание может говорить о неисправности механизма бензопилы. В процессе эксплуатации металл деформируется, а значит, может становиться на 0,5-1 см длиннее. В данном случае рекомендуется произвести замену или укоротить цепь.
- Плохо закреплена ведущая звездочка. Чтобы ее закрепить, нужно снять защитную крышку двигателя и свечи, а затем вытянуть воздушный фильтр. Саму свечу также нужно открутить, после чего на ее место установить специальный стопор, фиксирующий поршень. Диск крепления крутить по часовой стрелке до остановки поршня в крайнем верхнем положении. В роли стопора может выступать толстая веревка, сложенная в несколько раз. После фиксации поршня ведущую звездочку зажать. Собрать бензопилу, устанавливая все детали в обратном порядке.
Смотрите » Компактная и универсальная бензопила Хускварна 137 (Husqvarna)
Большинство проблем можно решить путем ремонта. Лишь в исключительных случаях придется ее поменять.
Ремонт бензопилы своими руками
Фактически это червячная пара. Привод маслонасоса приводится в действие либо ведущей звездочкой цепи (фото 4 поз.1), либо самим коленвалом (фото 4 поз.2).
В первом случае плунжер механически связан с ведущей звездочкой и вращается только вместе с ней. На фото 4 поз.1 представлен привод бензопилы Штиль MS-180. Стальной усик цепляется за специальную выточку на чашке ведущей звездочки. Когда звездочка вращается, вместе с ней вращается и привод. На холостом ходу в этом случае подачи масла нет.
Во втором случае, привод жестко зафиксирован на валу и постоянно вращается вместе с ним. На фото 4 поз.2 представлен привод маслонасоса бензопилы Хускварна 137, 142. Он напрессовывается на хвостовик коленвала и вращается с ним постоянно. Поэтому и масло подается постоянно, даже если пила находится в режиме холостого хода.
Обычно одну из шестерен (либо на плунжере, либо на приводе) делают пластмассовой с целью обезопасить деталь с более сложной конструкцией или сложным монтажом. Первой сломается и износится деталь из пластика.
На некоторых пилах маслонасос с приводом может быть дополнительно закрыт специальной крышкой (фото 5, крышка маслонасоса китайской бензопилы 45-52 куб.см), защищающей червячное соединение и сам насос от попадания грязи и древесной пыли. На некоторых пилах, таких как Хускварна 137, 142, сам корпус маслонасоса закрывает соединение привода с плунжером, тем самым выполняя функцию защитной крышки.
Для нормальной работы шины и цепи требуется определенное количество смазки.
Распространенные проблемы (не поступает масло)
Неисправности в системе маслоподачи возникают достаточно часто. Чтобы избежать проблем и трат на обслуживание, вам стоит ознакомиться с самыми распространенными неполадками, а также подробнее узнать о «болячках» своей модели пилы.
Как проверить отсутствие смазки цепи на электропиле? Очень просто – есть характерные признаки:
- Цепь перестала блестеть, сухая
- Цепь быстро растянулась, хотя эксплуатировалась недолго
- Цепь острая, но для пиления необходимо предпринимать усилия
- Шина нагревается, на поверхности плавится покрытие
- В баке не убывает масло
Все эти симптомы говорят о неисправности системы. Проверьте подачу масла, чтобы выяснить почему, оно не поступает на цепь.
- Шланг оборвался или стоит неплотно
- Засорился фильтр (или неразборный насос)
- Повреждены пазы на шестеренке
- Появился засор в шланге для подачи масла (удаляется сжатым воздухом)
- Резьба на шестерне с дефектом
Теперь вы знаете почему не смазывается цепь электропилы, и сможете самостоятельно провести диагностику. Главное – выбирайте масло, и своевременно обслуживайте оборудование!
Выбираем для мотора
Стандартные машинные масла выделяют много продуктов сгорания, которые потом откладываются на поверхности картера и могут быстро испортить двигатель бензопилы. Чтобы инструмент работал максимально долго, нужно покупать смазочные материалы с низкой массовой долей золы.
В большом ассортименте смазочных материалов легко растеряться. Многие фирмы-производители настаивают на том, что для их пилы нужно использовать масло этой же компании. Так, для садовых инструментов Штиль или Хусквана лучше всего подходят смазки этих же торговых марок.
Производители пил не берутся гарантировать, что инструмент будет нормально работать на масле другой марки. Но это еще не говорит о том, что пила сразу же сломается после использования «не того масла».
Мнение эксперта
Куликов Владимир Сергеевич
В случае поломки шатуна или поршня, производитель откажет в ремонте по гарантии, если обнаружат в пиле смазочное масло другой марки, а не той, которая указана в инструкции.
В этом вопросе лучше доверять рекомендациям изготовителя. Если в инструкции упоминается конкретная марка — используйте ее. Если нет конкретики — топливо можно смело смешивать с любым двухтактным маслом. Судя по опыту многих пильщиков, лучше покупать материалы известных производителей — Makita, Husqvarna, Echo, Stihl. Также хорошее качество продукции у компаний, специализирующихся на производстве горюче-смазочной продукции, типа Ravenol.
Последствия неоправданной экономии
Многих владельцев бюджетных бензопил оснащенных простыми системами смазки с постоянной производительностью беспокоит повышенный расход масла. Средняя цена качественного продукта в три раза меньше стоимости его моторного аналога, тем не менее, не редки случаи применения различных масляных суррогатов.
Используемое в разных пропорциях веретенное, дизельное и моторное масло автомобильное по своим рабочим свойствам для полноценной смазки гарнитуры не пригодны.
Реально подсчитать, сколько можно сэкономить на применении суррогата — не сложно. К сожалению, полученная прибыль не может компенсировать ускоренного износа старой и расходов на приобретение новой гарнитуры.
Постоянное применение заменителей сокращает срок службы дорогостоящей пильной гарнитуры на 30-40%. Износ существенно форсируется если заливать в систему смазки бензопилы, выработавшую свой ресурс отработку.
Для полноценной смазки и охлаждения цепи или заливки в редуктор не подходит ни один из предложенных пользователями составов. Не самый лучший вариант замены — зимнее моторное масло М8, которым в условиях общего дефицита заправлялись бензопилы Дружба и их прототипы.
Виды масла для двигателя
Среди большого многообразия смазочных веществ можно выделить три больших группы, которые отличаются как составом, так и характеристиками:
- Минеральные.
- Полусинтетические.
- Синтетические.
Одни из самых дешёвых и распространённых. Они получаются в ходе переработки нефтепродуктов. Многие пилы выхаживают на минеральном масле довольно продолжительное время. Главный его плюс — это цена и доступность. Правда, хорошую чистую субстанцию тоже за копейки не купишь. «Минералка» может со временем коптить внутренность движка. Впрочем, если владелец дружит с руками, он может сам вычистить все «внутренности». По словам опытных «пиловодов», при редком и не слишком интенсивном пользовании агрегатом, минерального компонента вполне хватает для нормальной работы.
Для двухтактников производится из искусственно созданных компонентов. Промышленный синтез даёт недостижимые минеральными маслами показатели. Синтетика не боится ни холода, ни жара, ни перепадов температуры. К тому же, она образует намного меньше нагара. Рекомендуется для использования в профессиональном оборудовании. на лесоповале, где инструменты работают по 8 — 10 часов практически без перерыва высшее качества — единственный выход сохранить производительность.
Полусинтетика — компромиссное решение для тех, кто не может позволить себе чистую синтетику, но класс инструмента не позволяет ему добавлять в бензин «минералку». Изготавливается на основе продуктов нефтепереработки, но имеет в составе специальные присадки, улучшающие эксплуатационные качества вещества.
Как разводить бензин для бензопилы?
Перед тем, как залить топливо в бак, необходимо приготовить бензиновую смесь. Соотношение масла и бензина для бензопилы регулируется в строгих пропорциях – как правило, они указываются в руководстве к эксплуатации. В том случае, если вы не знаете, сколько масла лить в бензин для бензопилы отечественного производства, рекомендуется использовать соотношение 1:15 – 1:20. Т.е., на 1 литра бензина использовать 50-70 мл масла.
Что касается импортной техники, то тут пропорции совершенно другие. К примеру, как разбавить бензин с маслом для бензопилы Husqvarna мощностью 2 кВт? Для этого смотрим инструкцию и видим, что производитель рекомендует использовать пропорцию 1:50, т.е. на 1 литр бензина используется не более 20 мл масла. Если же паспорта нет (потерялся, порвался и т.д), воспользуйтесь Интернетом или обратитесь в сервисный центр – так вы точно узнаете, сколько масла в бензин для бензопилы нужно заливать. Увеличенное количество масла грозит повышенным нагаром и засорением цилиндра, что приведет к излому поршневых колец и снижению компрессии, к тому же, это дорого. Если количество масла для бензопил в смеси будет низкое, это приведет к перегреву двигателя и резкому снижению его ресурса.
Если вы не знаете, сколько масла лить в китайскую бензопилу, а паспорта под рукой нет, то эта пропорция составляет примерно 1:25, то есть 40 мл масла на 1 литр бензина. Вообще, количество масла напрямую зависит от компоновки – чем плотнее установлены все узлы, тем меньше масла нужно.
Перед тем, как приготовить бензиновую смесь для бензопилы, необходимо сначала залить в канистру бензин, а только затем добавить масло, не иначе. В противном случае более вязкое масло прилипнет к стенкам и дну канистры и хуже растворится, что нарушит правильные пропорции бензина и масла для бензопилы.
Продукция от ведущих мировых производителей
Многие владельцы задаются вопросом: какое масло для цепи бензопилы лучшее? Безусловно, насчет химических особенностей и специфических свойств и особенностей различных видов масел можно говорить очень много, но эти критерии выбора не доступны обычному потребителю. по этой причине выбор подходящего масла можно остановить исходя из предложений ведущих мировых компании, следящих за качеством и не допускающих попадания на рынок некачественного товара.
И так, данный пункт ответит вам на ваш вопрос и здесь вы ознакомитесь с парочкой самых популярных производителей, продукция которых отличается высоким качеством и доступной ценой. Итак:
Как использовать масло немецкого производителя Штиль (Stihl)
На сегодняшний день масла этой марки пользуются огромной популярностью среди российских производителей (см. масло для бензопил Штиль). В основном наши магазины предоставляют продукцию этой фирмы в 0,1 или 1 литраже. Данное масло прекрасно подойдет как для обычных, так и для профессиональных бензопил.
Такое масло для цепи бензопилы цена которого за маленькую бутылочку составляет около 100 рублей, а большая – 300 рублей, отличается высоким качеством и надежной работой, так как стопроцентно защищает механизм вашего инструмента. Прочитайте про бензопилы Штиль.
Вязкость масла для смазки цепи компании Хуксварна
Существенной разницы между этим производителем и предыдущим нет. Естественно, зайдя в специализированный магазин вам посоветуют использовать масло исключительно того производителя из-под станка которого появилась ваша бензопила, но, к сожалению, не всегда есть возможность приобрести именно «родное» масло, то в таком случае прекрасно подойдет и другое, главное чтобы оно было высокого качества и от известного производителя (см. бензопилы Хуксварна).
Помните что:
- нельзя использовать масло, если оно излишне жидкое или густое (только продукция нужной консистенции даст нужный результат);
- выбор масла производите по типу двигателя бензопилы;
- для двухтактного двигателя подойдет масло, полностью сгорающее при работе и создающее нагара;
- для четырехкатного мотора подойдет масло, без специфических требований к сгоранию. но вот что касается зольности,то его уровень должен быть равен 2% или более.
Но если вы хотите чтобы ваша бензопила прослужила вам достаточно долго, то не нужно использовать машинные масла, или другого предназначения, так как вы только усугубите ситуацию. Также прекрасно подойдут экологические масла, которые в прямом смысле этого слова продлят жизнь вашему инструменту.