Обслуживание и ремонт
Сложность рассматриваемого механизма определяет то, что возникает необходимость в своевременном обслуживании и проведении ремонта
Для начала уделим внимание тому, каким образом проводится расчет планетарного редуктора. Среди особенностей этого процесса отметим следующие моменты:
Определяется требуемое число передаточных ступеней. Для этого применяются специальные формулы.
Определяется число зубьев и расчет сателлитов. Зубчатые колеса могут иметь самое различное число зубьев
В рассматриваемом случае их число довольно много, что является определяющим фактором.
Уделяется внимание выбору наиболее подходящего материала, так как от его свойств зависят и основные эксплуатационные характеристики устройства.
Определяется показатель межосевого расстояния.
Делается проверочный расчет. Он позволяет исключить вероятность допущения ошибок на первоначальном этапе проектирования.
Выбираются подшипники
Они предназначены для обеспечения плавного вращения основных элементов. При выборе подшипника уделяется внимание тому, на какую нагрузку они рассчитаны. Кроме этого, не рекомендуется использовать этот элемент без смазки, так как это приводит к существенному износу.
Определяется оптимальная толщина колеса. Слишком большой показатель становится причиной увеличения веса конструкции, а также расходов.
Проводится вычисление того, где именно должны быть расположены оси шестерен. Это проводится с учетом размеров зубчатых колес и некоторых других моментов. Как правило, в качестве основы применяется чертеж, который можно скачать из интернета. Самостоятельно разработать проект по изготовления планетарного редуктора достаточно сложно, так как нужно обладать навыками инженера для проведения соответствующих расчетов и проектирования.
Изготовить самостоятельно рассматриваемую конструкцию достаточно сложно, как и провести ремонт планетарных редукторов. Среди особенностей этой процедуры отметим следующее:
- Процедура достаточно сложна, так как механизм состоит из большого количества различных элементов. Примером можно назвать то, что сразу после разбора все иголки могут высыпаться практически моментально.
- Многие специалисты рекомендуют доверять рассматриваемую работу исключительно профессионалам, так как допущенные ошибки становятся причиной быстрого износа и выхода из строя механизма.
- Ремонт зачастую предусматривает замену шестерен, которые со временем изнашиваются. Примером можно истирание зубьев, изменение размеров посадочного гнезда и многие другие дефекты. Самостоятельно изготовить подобные изделия практически невозможно, так как для этого требуется специальное оборудование.
Технология заправки баллонов газом
Прежде всего, при приеме баллона на перезаправку организация, которая будет производить работы, должна проверить техническое состояние баллона. Что имеется в виду и что скрывается за этим технологическим определением?
Если баллон находится в неудовлетворительном техническом состоянии, то его могут отказаться принимать на перезаправку. Какие конкретно дефекты могут стать причиной отказа, стоит рассмотреть во всесторонних подробностях.
Пополнение запаса сжиженного газа в баллоне допускается производить только на газозаправочных станциях, располагающих оборудованием для заправки и взвешивания сосудов
Основные дефекты, при выявлении которых могут отказать в перезаправке баллона газом:
- если была выявлена неисправность запорной арматуры (неисправен вентиль баллона);
- при наличии явных повреждений целостности корпуса – это могут быть явные трещины в сварном шве, либо следы глубокой коррозии, вмятины или выпуклости на корпусе;
- отсутствие таблички с паспортными данными или не читаемая табличка – это тоже причина, по которой могут отказаться принимать баллон.
Однозначно не подлежит заправке голубым горючим баллон окраски, не соответствующей государственным нормам и требованиям, а также резервуар без стандартной надписи.
При наличии дефектов корпуса и арматуры наполнение баллона газом запрещается. Его потребуется заменить или отремонтировать
Предъявляемые заправщиком требования по окраске баллона и надписи уже рассматривалось выше, технические неисправности арматуры и корпуса – это вполне объяснимые претензии.
Рассмотрим требования к табличке. Это фактически паспорт баллона, в котором отражены все его данные, начиная с момента производства и заканчивая датой последней поверки (освидетельствования).
Что конкретно должно быть указано на табличке:
- в первую очередь – это марка баллона и клеймо ОТК завода-изготовителя;
- далее указывается конкретный тип баллона и номер партии, в которой он был выпущен;
- обязательно указывается вес баллона с погрешностью не более 200грамм;
- соответственно дата производства (выпуска) баллона;
- дата, когда баллон прошел освидетельствование в последний раз и дата следующей поверки;
- указывается рабочее давление баллона и его испытательное давление;
- обязательно должен быть указан объем баллона, т.е. его емкость с точностью до 0,2л.
При ее отсутствии таблички идентифицировать баллон будет проблематично. Поэтому за ее состоянием необходимо регулярно следить. Если эксплуатационные сведения выбиты непосредственно на корпусе баллона, то надпись должна быть покрыта бесцветным лаком и обведена контуром белого цвета.
Таблички, которые не выбиты на корпусе, а прикреплены отдельно, тоже следует сохранять в целостности, а данные на “баллонном паспорте” должны быть хорошо различаемыми и легко читаемыми.
Табличка баллона с сжиженным газом содержит все сведения о технических характеристиках, поверках и прочих данных тары под газ
Для чего нужны эти данные? Именно эти характеристики будут проверяться организацией, выполняющей заправку баллона на соответствие. Сведения о весе баллона и его объеме говорят о том, сколько газа можно заправить в этот баллон.
Чтобы это было понятно, рассмотрим основные нюансы технологии правил заправки бытовых газовых баллонов, которые прописаны в типовых инструкциях по заправке баллонов пропаном или пропанобутановой смесью.
Заправка баллонов должна выполняться в соответствии с рекомендациями завода-изготовителя, нормы заполнения баллона составляют:
- для технического пропана – это объем порядка 0,425 кг на каждый литр баллона;
- для технического бутана – это объем порядка 0,4338 кг на каждый литр баллона,
При этом жидкая фаза газа не должна превысить 85% от геометрического объема заполняемого баллона.
Заправку сосуда с газом производят так, чтобы 15% от полного объема осталось свободным. Это необходимо на случай теплового расширения газа при нагревании
Баллон должен быть взвешен перед наполнением. Он должен обязательно иметь остаточное давление, если уже был в эксплуатации. После наполнения баллон должен быть взвешен, а заглушка штуцера вентиля резервуара для хранения и использования газа проверена на герметичность при помощи обмыливания всех мест, где возможны утечки.
Устройство и принцип действия цилиндрического редуктора:
Независимо от модели, конструкция редуктора включает в себя такие основные детали, как: корпус, крышка, валы, зубчатые колеса, подшипники и уплотнители.
Зубчатые колеса в зацеплении друг с другом образуют цилиндрические зубчатые передачи, состоящие из пары зубчатых колес. Их исполнение может быть следующим: развернутым, раздвоенным или соосным.
Входной и выходной валы подсоединяются к двигателю и рабочей машине с помощью муфт или других соединительных элементов.
Общий принцип действия такого редуктора схож с другими видами и заключается в следующем:
после приложения вращающего момента к входному валу, он с помощью цилиндрической зубчатой передачи передается последовательно через зубчатые колеса на выходной вал. Если в редукторе используются несколько ступеней, то вращающий момент передается через промежуточные валы с закрепленными на них зубчатыми колесами.
Типы редукторов
Все виды устроены по схожему принципу, разница заключается только в типе зубчатой передачи. Чаще всего встречаются цилиндрические, конические, глобоидные, комбинированные, червячные и планетарные, но последнее время конструкторы прибегают к комбинированным конструкциям, что позволяет совместить преимущества нескольких типов.
Конструкция разных типов позволяют передавать усилие между узлами, которые располагаются в различных площадях, будут они перпендикулярные (конический редуктор), параллельные (цилиндрический) или пересекающиеся валы (червячные).
Диапазон передаточного числа может разнится от в несколько единиц до нескольких тысяч, что зависит от количества ступеней. Сейчас наиболее распространены механизмы, при изготовлении которых используются нескольких ступеней. Это позволяет комбинировать несколько типов передач и добиться максимально эффективной работы. Рассмотрим основные типы.
Цилиндрический редуктор
Довольно популярные при разработке и производстве машин различного назначения. Эффективно выполняют свои функции при работе с мощными установками, при этом показывают высокий КПД, превышающий 90 %. Чаще всего используется при работе параллельных и сносных валов. Может применяться с различным количеством ступеней, от которых зависит передаточное число, оно может колебаться от 1,5 до 400.
Червячный редуктор
Имеют довольно простую конструкцию, из-за чего обрели широкую популярность. Одним из плюсов также является низкая стоимость в сравнении с аналогами. Количество ступеней обычно ограничивается одной или двумя. При этом диапазон передаточного числа червячного редуктора может находиться в диапазоне от 5 до 10000, которую можно рассчитать по специальной формуле. Недостатком этого типа является низкий КПД и ограниченные мощности силовых установок, с которыми он работает. Состоит из зубчатого колеса и цилиндрического, реже глобоидного, червяка в виде винта.
Планетарный редуктор
Особый тип, который выгодно отличается от аналогов, имея ряд преимуществ. Благодаря чему получил широкое распространение в тяжелом машиностроении. Конструкция этой модели позволяет добиться высокого передаточного числа при работе с мощнейшими силовыми установками. При этом его размеры могут быть значительно меньшими, чем габариты аналогов. Механизм назван планетарным, из-за специфического расположения конструкционных элементов, к которым относятся: сателлиты, водило, солнечная и кольцевая шестерни.
Передача усилия происходит через вал на солнечную шестерню, которая находится в зацепе со всеми сателлитами. В это время кольцевая шестерня находится в статичном положении. Модель отличается высоким КПД, и работой в диапазоне передаточного числа от 6 до 450.
Выбор типа узла всегда основывается на конструкционных требованиях к механизму, при этом выбором модели должен заниматься квалифицированный конструктор. Первое что нужно определить — какой тип передачи нужен, оптимальный размер механизма, рассчитать осевые нагрузи на валах и температурный режим работы.
От количества ступеней выбранного механизма напрямую зависит передаточное отношение. Одноступенчатые применяются для выполнения простых функций, обычно это червячный тип. Сейчас чаще можно встретить комбинированные типы передач, что позволяет значительно расширить функционал узла.
В качестве входных и выходных валов применяются стандартные прямые валы, изготовлены в форме тел вращения. От их качества напрямую зависит качество работы всего механизма, так как на них действуют множество внешних нагрузок различных типов.
Очень важно своевременно менять сальники и масло. Постоянные профилактические работы обеспечат стабильную работу и обезопасят от внезапных поломок. Для контроля уровня масла имеется специальное смотровое окно, что позволяет вовремя пополнять необходимый объем
Для контроля уровня масла имеется специальное смотровое окно, что позволяет вовремя пополнять необходимый объем.
В целом, самостоятельно рассчитать передаточное число, подобрать подходящую модель и провести замену (ремонт) редуктора не составит труда. Главное соблюдать рекомендации специалистов и технические инструкции, указанные производителем.
Меры предосторожности и возможные неисправности
Для устранения проблем с прибором необходимо пригласить специалиста, но некоторые из проблем можно решить самостоятельно.
Поврежденная мембрана или разгерметизированный корпус могут дать утечку газа и отклонение давления от установленных значений. В этом случае заменяют мембрану и вкладыши с помощью герметика. Для восстановления давления проверяют местоположение и годность пружины – она может сместиться или подлежать замене.
В пневматических редукторах ремонт произвести сложно, поэтому в случае поломки их заменяют полностью. Потерю герметичности в соединительных местах устраняют подтягиванием шайб. При износе каучуковых прокладок их заменяют на новые. После произведенного ремонта редуктор проверяют на герметичность.
Специалисты советуют производить ремонт только в тех случаях, когда быстро заменить сам прибор не представляется возможным. В остальных же ситуациях лучше покупать новое устройство исходя из низкой цены на это оборудование.
Как выбрать газовый редуктор для баллона
Тем, кто по каким-то причинам не может пользоваться центральным газоснабжением, остается единственный выход из положения — использовать газовые баллоны. Эти емкости могут быть разными. Так, основными видами газовых баллонов считаются стальные, полимерно-композитные и металло-композитные.
Важно знать, что газ в этих емкостях содержится в жидком виде, а перед подачей переходит в газообразное состояние и после этого через вентиль подается непосредственно к газовому оборудованию. Но давление в самой емкости намного больше того, которое требуется на выходе
Для его снижения используют доступное и простое устройство — редуктор (адаптер).
Сферы применения и классификация редукторов
Существует несколько видов редукторов для газовых резервуаров, которые имеют различные сферы применения. Это:
- бытовые (они не регулируются);
- универсальные (регулируются);
- профессиональные.
Первый подвид — бытовые нерегулируемые. Это самые простые устройства, которые чаще всего можно встретить в бытовых условиях газоснабжения, в туристических походах. Эти редукторы имеют маркировку РДСГ, отличаются бюджетностью и надежностью. Их еще называют “лягушками”. Они подходят для газовых емкостей объемом от 12 до 50 л. Если же это минимизированный вариант (до 5 л), то подойдет Балтика РДСГ-2, который надевают на ниппель баллона и крепят специальным зажимом в резиновом уплотнении. Они приспособлены работать с давлением до 0,3 МПа, обеспечивая пропуск 1,2 кубометров в час.
Универсальные типы имеют более сложную конструкцию, которая расширяет диапазон возможностей. Они часто, кроме быта, используются для небольшого производства в условиях дома. У них предусмотрено резьбовое присоединение и надежное фиксирующее устройство, регулировочный винт и манометр. Это дает возможность изменять давление — все будет зависеть от устройства-потребителя. Его пропускная способность намного выше — 5 кубометров в час.
Профессиональные редукторы делают из материала, которому характерна повышенная износоустойчивость. Им присуще более высокое качество регулировки и сборки. Они предназначены для рабочего давления в пределах 0,4 — 1,6 МПа. В отдельных моделях предусмотрены два манометра.
Преимущества композитных баллонов
Сейчас все большей популярностью пользуются композитные газовые баллоны для дачи, а металлические уходят в отставку. Композитные имеют свои преимущества. Как вы думаете, какие? Правильно — это:
- вдвое сниженный вес;
- наличие ручек, что удобно в эксплуатации;
- прозрачность, позволяющая контролировать уровень заполняемости;
- возможность штабелировать;
- неограниченный срок эксплуатации;
- безопасность — нет искрообразования.
Особенности присоединения импортных газовых баллонов
Чаще всего на российском рынке встречаются индийские, чешские или норвежские композитные устройства
Важно уточнять их стандарт присоединения. Так, российский стандарт позволяет использовать обычный редуктор
А когда имеется европейский разъем — потребуется специальный переходник или импортный редуктор. Но увлекаться таким решением проблемы не стоит — помним из школьной программы, что каждое дополнительное соединение — это увеличенный риск утечки газа.
Заправка газового баллона из композитных материалов происходит также на специализированных заправочных станциях. При этом не требуется наличие специального переходника или дополнительного оборудования. Процесс заправки позволяет наблюдать за ходом наполнения емкости. Композитные экземпляры экономичны, универсальны и очень удобные. Они способны облегчить жизнь и сделать ее более комфортной.
Классификация газовых редукторов
Редуктор для газгольдера
Устройства, регулирующие давление подаваемого газа, требуются не только в автономном газоснабжении. Редукторы ставят на многочисленных заводских установках, в котельных. Различают приборы по конструкции и виду газа, с которым могут работать, а также по назначению.
Баллонные и сетевые
Для обслуживания газгольдера, раздаточной станции или баллона требуются разные редукторы. По месту установки различают:
- Сетевые – обслуживают рабочие или сварочные посты, питаемые от центрального газопровода. Эти же устройства монтируют в переходник между газопроводом и аппаратурой или предохранительными устройствами. Сетевой редуктор оборудуется только 1 манометром, измеряющим показатели выходящего газа.
- Баллонные – регулируют давление при подаче пропан-бутановой или другой смеси из баллона или из газгольдера к газовым приборам. Имеют разную конструкцию. Обычно довольно компактны.
- Рамповые – монтируются на перепускных рампах, когда требуется подавать газ от магистрального газопровода к пунктам потребления.
Аппарат подбирают с учетом мощности, диапазона регулирования, точности регулирования прочих параметров.
Пропановые, кислородные и ацетиленовые
Виды редукторов – газовые, кислородные, ацетиленовые
Если в быту потребитель сталкивается только с метаном или пропан-бутановой смесью, то на производстве работать приходится с самыми разными сжиженными смесями. По составу среды различают:
- Кислородные – используются при сварке металлов. Редукторы окрашены в голубой цвет, крепятся непосредственно на баллонах. Изготавливаются из металлических сплавов, устойчивых к окислению, и тщательно обезжириваются.
- Пропановые – применяют как в быту, так и на производстве. Окрашиваются в красный. Прокладки и уплотнители производят из материалов, устойчивых к n-пентану.
- Ацетиленовые – используются при сварке. Окрашены в белый. Выполняются из металлов за исключением меди, цинка, серебра. Уплотнители делают из материалов, устойчивые к действию ацетона, ДМФ, растворителей.
- Криогенные – рассчитаны на работу с газовыми смесями при температурах ниже -120 С. Изготавливаются из металлов, устойчивых к холоду, наподобие латуни, нержавеющей стали.
Характеристики основных разновидностей этого устройства
Цилиндрические
Самые распространенные. Коэффициент полезного действия этих устройств достигает 95%. Они могут обеспечивать передачу достаточно больших мощностей. Передача движения осуществляется между параллельными и соосными валами. Они могут оснащаться прямозубными, косозубными и шевронными зубчатыми колесами. Коэффициент передачи может колебаться в пределах от 1,5 до 600.
Конические
Такое название они носят потому, что в них используются шестеренки, которые имеют коническую форму. Это обеспечивает плавность сцепки и способность выдерживать достаточно большие нагрузки. Могу иметь одну, две и три ступени. Валы в этой разновидности редукторов могут располагаться как горизонтально, так и вертикально.
Волновые
Они представляют собой конструкцию с гибким промежуточным числом. Состоят они из генератора волн, эксцентрика или кулачка, который обеспечивает растяжение гибкого колеса до достижения его контакта с неподвижным. При этом гибкое колесо имеет наружные зубья, а неподвижное — внутренние.
К достоинствам такого типа редукторов относится:
- плавность хода;
- высокое передаточное число;
- возможность передачи движения через герметичные и сплошные стенки.
Они могут быть одно- и многоступенчатыми. Высокоскоростные оснащены подшипниками скольжения, а низкоскоростные — подшипниками качения.
Газовый редукторов для газового баллона, цена и виды
Попробуем выбрать редуктор для газовых баллонов, из тех популярных видов, что пользуются наибольшим спросом среди потребителей. Заглянем на рынок газовых приборов и уточним, какая цена на газовый редуктор для баллона сложилась на конец 2017 года.
Бытовой газовый редуктор РДСГ для стабилизации пропана
Лидирующие позиции на рынке, да и у потребителя на даче, занимает устройство РДСГ-1-1,2 «Лягушка» с резьбовым креплением. Не уступает по популярности редуктор РДСГ-2 «Балтика» с оснащением безрезьбового соединения. Оба лидера представляют простейшую конструкцию. Следствием чего, могут предложить минимально низкую стоимость. Паспортные характеристики: — входное давление от 0,7 до 15,7 Bar; — выходное давление лежит в диапазоне регулировки от 30 до 32 mBar; — вес устройства 310 г.; — допустимая эксплуатация в диапазоне от -30 до +45 ±3 °C ; — характеристика пропускной способности газа — 1,2 м3/час. Купить редуктор рдсг 2-1.2 Балтика или рдсг 1-1.2 Лягушка можно до 350 рублей.
Давление на входе | Давление на выходе | пропускная способность газа м3/час | Масса гр. | Цена руб. | |
Редуктор М714 | 0 – 20 Bar | 30 mBar | 0,5 | 250 | до 500 |
Редуктор N240 | 20 – 60 Bar | 18 mBar | 0,5 | 400 | до 2000 |
Редуктор БПО-5 | 2,5 МПа | 0,3 МПа | 5 | 700 | до 1000 |
Редуктор БКО-25 | 20 МПа | 0,8 МПа | 25 | 1200 | до 1200 |
Редуктор БКО-50 | 20 МПа | 1,25 МПа | 50 | 1450 | до 1500 |
Редуктор БВО-80 | 20 МПа | 1,25 МПа | 80 | 2100 | до 1700 |
Редуктор РКЗ-250 | 20 МПа | 1,6 МПа | 250 | 6700 | до 17 000 |
Редуктор РКЗ-500 | 20 МПа | 1,6 МПа | 500 | 8300 | до 23 000 |
Остается добавить, что газовый редуктор не является универсальным прибором. Каждая модель может работать только на одном определенном газовом топливе. Перед покупкой тщательно проверяйте документы и паспортные данные. У каждого редуктора есть свое назначение и одни из них рассчитаны на пропан, другие на метан , третьи на аргон и так далее. Взаимозаменяемости у них нет, так что будьте внимательны.
Соблюдение несложных правил техники безопасности сохранит вам имущество, здоровье и обеспечит устойчивую подачу газа из баллона к вашему прибору. В силу невысокой цены, на приборы бытового назначения, советуем вам отдавать предпочтение проверенным изготовителям, с репутацией надежного поставщика.
Не подключайте свое устройство “напрямую” результаты такого подключения скорее всего окажутся для вас неожиданной проблемой
С повышенным вниманием обращайтесь с баллонами внутри которых сжатый газ (закачивают его под под давлением 250 бар). Цена за «Лягушку» совсем не дорогая, чтобы на этом можно было сэкономить
Гораздо благоразумнее ей обзавестись, чем потом тратить деньги на устранение последствий катастрофы.
Предлагаем видео обзор устройства:
Принципиальное устройство агрегата
Корпус редуктора обычно выполняется из литого металла повышенной прочности с термозащитным покрытием. Например, это может быть литейный чугун или стальной сплав. Если технологическими требованиями ставится задача облегчения конструкции, то могут использоваться и легкосплавные корпуса. Внешняя часть имеет узлы для крепления – так называемые лапки и ушки, благодаря которым агрегат надежно фиксируется к месту эксплуатации. Также предусматриваются каналы для герметизации и уплотнения, препятствующие вытеканию технических жидкостей. Но что такое редуктор изнутри? В центральной части размещается механическая инфраструктура, непосредственно обеспечивающая силовой крутящий момент на базе моста. Это система ведомых и ведущих шестерней, которые взаимодействуют с валом. Ведомая группа обычно превосходит по размерам ведущую, а также имеет больше зубцов, перемещающих функциональные узлы.
Червячный редуктор
Достаточно простой и поэтому распространенный механизм, принцип действия которого предусматривает использование передачи с червячной резьбой в профиле. С точки зрения эксплуатации, это оптимальное решение для передачи оборотов между двумя осями, расположенными перпендикулярно. В частности, редукторы этого типа применяются в рулевом управлении легкового транспорта. К преимуществам червячных систем относят возможность выработки в одной ступени высокого передаточного числа (до нескольких сотен). Кроме того, червячный редуктор бесшумен, отличается плавным ходом и не требует применения тормозных устройств, поскольку предусматривает активацию собственного механизма торможения при достижении определенного уровня передаточного числа.