Минитрактор своими руками: как сделать, лучшие варианты самоделок
Минитрактор — это точно такая же сельскохозяйственная техника, как и трактор, но с немного меньшей производительностью, которой жертвуют ради маневренности и экономичности. Кроме того, некоторые экземпляры настолько легкие, что перевозятся в прицепе. Небольшие трактора выполняют все те же задачи, что и аналоги более высокого класса. К ним также можно прицепить навесное оборудование для обработки и удобрения почвы, уборки территории и перевозки различных грузов. Помимо этого, во многих тракторах, даже изготовленных самостоятельно, присутствуют привод вращения вспомогательных агрегатов и гидравлика.
От мотоблока он отличается, прежде всего, тем, что это полноценная сельхозтехника. Конечно, у мощного мотоблока тоже немалый функционал, но при управлении им приходится все время ходить. Это очень утомительно, особенно при обработке большой площади пашни. А делая это самоходной машиной, даже самой маленькой, оператор устает гораздо меньше. Понимая все преимущества минитракторов, отечественные изобретатели создают своими умелыми руками, подчас, первоклассные экземпляры, и в интернете сейчас можно найти много описаний, схем и даже готовых чертежей подобных самоделок.
Вом (вал отбора мощности) на минитрактор — своими руками
Для того чтобы широко распространенное сегодня навесное оборудование для мини-трактора могло функционировать, выполняя поставленные перед ним задачи, агротехника оборудуется валом отбора мощности, известного еще как ВОМ.
ВОМ – один из технических узлов машин специального назначения, через который мотор передает крутящий момент на навеску – плуг, борону, дождеватель, мульчер и многие другие разновидности адаптеров.
Практически все сельхозмашины оснащены задним ВОМом, в случае чего навески считают 3-точечными задними. Лишь в отдельных случаях, продиктованных конкретными производственными целями ВОМ может имеет переднюю локализацию.
Учитывая весомые преимущества данного механизма в процессе конструирования минитрактора может возникнуть вопрос – как сделать ВОМ у себя дома, о чем и будет идти речь.
Особенности ВОМ
Все имеющиеся модификации таких валов имеют стандартную скорость, которая может быть 1000 или 540 оборотов в минуту. По своим конструктивным особенностям они бывают:
- зависимого типа – останавливают при выключении мотора, а вращательное движение самого вала инициируется муфтой сцепления;
- независимого – главное сцепление сельхозмашины не влияет на его работу, а вращение исходит от отдельного вала;
- синхронного – его крутящий момент определяется положением коробки переключения передач, а само название говорит о том, что его запуск производится синхронно с ней через соединительный вал.
Передача оборотов от мотора может производиться несколькими способами:
- непосредственно – например, через ременную передачу или редуктор, что чаще всего используется в миниагротехнике;
- опосредованно, минуя гидросистемы.
Кроме того, вращение вала может происходить в 2-х скоростных позициях:
- константной – не зависящей от коробки передач;
- переменной – имеет значение, четко пропорциональное скорости перемещения мини-трактора.
Нынешнее тракторное производство выпускает модели не только с 1-м ВОМом, а даже с 2-мя.
В первом случае, желательно выбирать машину с передним размещением ВОМа, чтобы можно было ее использовать и для покоса травы, и для зимних снегоуборочных работ.
Состоит из таких элементов:
- редуктора с 2-мя скоростями;
- планетарного редуктора;
- переключателя привода.
Планетарный редуктор в свою очередь состоит из :
- водила;
- шестеренки;
- втулки с 3-мя саттелитами.
При помощи особых креплений он соединяется с валом, который заканчивается хвостовиком, который и производит отбор мощности.
Делаем ВОМ самостоятельно
Для того чтобы сделать собственноручно вал отбора мощности на самодельный минитрактор, предлагаем ознакомиться со следующим вариантом чертежа ВОМа, расположенным ниже.
В его конструкции можно выделить 6 ключевых позиций, нумерация которых соответствует легенде чертежа:
- передняя траверса;
- звездочка, которая здесь будет выступать в качестве ведущей;
- снова звездочка, только уже ведущая;
- вал промежуточного типа, снабженный шпоночным гнездом;
- подшипник;
- барабан тормоза.
Важно то, что упростить себе задачу можно и здесь, например, взяв готовый подшипник (лучше – шариковый), в количестве 2 шт. Отлично подойдет для этих целей старый соломотряс или картофелеуборочный комбайн, откуда их чаще всего снимают
Локализация ВОМа – еще одна деталь, которую нельзя упустить
Агрегаты, которые впоследствии будут навешиваться на трактора, могут располагаться не только сзади, а спереди и даже сбоку. А это означает, что ВОМ, вернее его локализация, тоже может быть «плавающей».
На задней траверсе трактора можно установить задний ВОМ, где кроме него размещены элементы трансмиссии.В случае бокового ВОМа используют корпус или из металла или из пластика, которые плотно закрепляется на коробке переключения передач.
Чтобы к ним «подтянуть» карданные валы, которые и будут выступать в роли передатчиков вращения, концы вала оставляют открытыми. Они имеют вид коротких шлицованных валиков.
ВОМ на минитрактор самодельный – важное решение, которое позволяет сделать домашнюю технику современной и маневренной. Причем, по своим техническим характеристикам такие самоделки, который практически каждый может изготовить у себя в гараже или на заднем дворе, будут абсолютно не хуже производственных
Причем, по своим техническим характеристикам такие самоделки, который практически каждый может изготовить у себя в гараже или на заднем дворе, будут абсолютно не хуже производственных.
Меняя адаптеры, такая техника будет трудиться и летом, и зимой, что особенно важно владельцам загородных домов или фермерских хозяйств
Конусный тип
Основным элементом данной конструкции является конус. Его необходимо заранее выточить на токарном станке. Если сделать это своими руками нет возможности, рекомендуется обратиться к специалистам.
Подготовленный наконечник соединяется с валом вращения. Следует заранее предусмотреть возможность отдельного снятия конуса, так как в случае заклинивания его в бревне, решить эту проблему без частичного демонтажа дровокольного станка будет невозможно. Очень часто используется соединение штифтом.
Вращать вал будет двигатель. Частота вращения двигателя должна быть в интервале от 250 до 600 оборотов в минуту. При низкой частоте процесс колки дров будет долгим и утомительным, а с высокой частотой повышается вероятность нанесения себе травм.
Если в хозяйстве есть неиспользуемый мотоблок с мощностью не менее 6 лошадиных сил, то можно использовать его. При сборке самодельного механического дровокола своими руками, от мотоблока отделяется двигатель и части его управления.
Читать также: Фрезы по дереву для ручной дрели
Двигатель и вал вращения конуса соединяются между собой ремнем двигателя или цепью внатяжку. Обе части надежно закрепляются на подготовленной надежной поверхности, чтобы исключить вероятность отделения деталей в процессе работы.
Принцип работы следующий. Благодаря резьбе, конус легко входит в дерево, а его форма раскалывает даже особо прочные виды древесины
Работая с самодельным механическим дровоколом необходимо всегда соблюдать осторожность и технику безопасности во избежание несчастных случаев
Безредукторные механизмы
Помимо редукторных КОМ, которые были рассмотрены выше, также существуют безредукторные коробки, предназначенные для отбора мощности. Их отличительной особенностью является простота конструкции. А ещё у них предусмотрено единичное передаточное число.
Для отбора необходимой мощности в этом случае используется первичный вал раздатки, на конце которого предусмотрены специальные шлицы. Эти виды коробок монтируются на торцевую часть картера раздаточной коробки в верхней части конструкции.
Вал КОМ на одном из концов имеет аналогичные шлицы, как и у первичного вала раздатки. На другом конце выполняется установка фланца для крепления вала привода уже дополнительного автомобильного оборудования.
Чтобы включить коробку отбора, требуется воспользоваться блокировкой двух валов с помощью специальной каретки. Последняя осуществляет своё перемещение за счёт вилки включения, расположенной на штоке. У штока предусмотрены два фиксированных стандартных положения. Если это левое положение, тогда коробка отбора находится в активном, то есть рабочем состоянии. Правое положение означает, что КОМ выключена.
Если изучать конструкцию рассматриваемой коробки, то тут можно заметить один важный нюанс. Это использование плунжерного насоса. Он нужен для того, чтобы смазывать компоненты корпуса КОМ и раздаточной коробки в тот момент, когда автомобиль стоит неподвижно, но дополнительное оборудование работает. Это предотвращает возможный износ деталей из-за отсутствия смазки. Насос принудительно подаёт масло на узлы, тем самым смазывает и охлаждает их.
Сам насос плунжерного типа устанавливается в корпусе, расположенном непосредственно в приливе крышки КОМ. В его состав входит сам плунжерный насос, а также обратный, всасывающий и обязательный нагнетательный клапан.
Чтобы управлять такой коробкой отбора, используется рычаг, непосредственно связанный со штоком и размещённый в кабине машины или иного транспортного средства.
С работой коробок отбора мощности, лишённых редуктора, разобрались. Теперь стоит взглянуть ещё на 2 разновидности узлов.
Сцепление для мотоблока – конструкция и принцип действия
Сцепление абсолютно любой сельскохозяйственной машины состоит из ряда элементов. В конструкцию механизма входит:
- Устройство постоянного управления;
- Ведущий узел;
- Ведомые составляющие.
В конструкцию механизма управления входят отжимной рычаг, соединяемый с диском нажимного действия посредством педальной отводки и тяг. При блокировке устройства сцепления агрегата создается сигнал, который получают отжимные рычаги. Они, в свою очередь, отключают ведомый диск от корпуса нажимного, вследствие чего механизм отключается.
Подшипник в узле сцепления современного мотоблока служит для уменьшения трения, исключая, при этом, соприкосновение рычагов, вращающихся вокруг своей оси, и полностью неподвижной отводки. За возвращения механизмов управления в их изначальное положение отвечает пружина. Отводка, при этом, отталкивается от рычагов на требуемое для окончательного отключения расстояние.
Установка ходовой части
По окончанию монтажа приспособления для навески устанавливают на обе оси (переднюю, заднюю), а уже на них – колёса. На заднюю ось обычно крепят те, что шли в комплектации с мотоблоком (Скаут, Зубр, Нева), а на переднюю насаживают колёса от легкового авто или какой-нибудь сельхозтехники
Важно, чтобы они были с глубоким протектором – это сделает самодельный минитрактор техникой высокой проходимости и с улучшенным сцеплением колёс с грунтом
Для оборудования самодельного трактора полноценной передней ходовой частью покупают ступицы в сборке с тормозной системой и желательно в комплекте с рулевыми тягами, рулевым колесом, редуктором и рулевой колонкой. Их так же можно переделать, сняв с подержаной легковой техники. Крепление передних колёс к минитрактору осуществляют таким образом:
- Подбирают металлическую профильную трубу, соответствующую толщине передней оси самодельного трактора;
- К торцам профиля прикрепляют колёсные ступицы;
- Конструкцию со ступицами закрепляют на передней раме прямо по центру;
- Монтируют рулевые тяги, после чего выравнивают их с рулевым редуктором;
- Осуществляют фиксацию редуктора на раме;
- Ставят рулевую штангу, рулевое колесо;
- Регулируют рулевую колонку.
Иногда переднюю подвеску трактора дополняют пружинными амортизаторами для обеспечения более комфортных условий работы. После того, как по чертежу собрали рулевую колонку, нужно сделать монтаж задних колёс.
Нюансы изготовления гусеничного трактора
Самодельные гусеничные минитрактора – это техника, главной особенностью которой является высокая маневренность и хорошая проходимость. Также трактор на гусеницах создает минимальное давление на почву, чего нельзя сказать о его колесном аналоге.
Чтобы сделать минитрактор на гусеничном ходу, понадобятся следующие элементы конструкции.
- Рама. Изготавливается из профильной трубы или швеллера.
- Двигатель. Для гусеничного минитрактора лучше использовать дизельный двигатель.
- Ведущий мост. Как и при изготовлении колесного трактора, для гусеничного агрегата также можно использовать готовый мост от старого автомобиля, который следует укоротить.
- Коробка передач. Идеальным вариантом будет коробка от ГАЗ-53.
- Сцепление. Подойдет блок сцепления от ГАЗ-52.
- Гусеницы. Изготавливаются из покрышек от колес крупногабаритной техники, например, от трактора.
Для изготовления гусениц нужно взять 2 покрышки от трактора и срезать на них боковые части. Затем эти покрышки одеваются на колеса, установленные на раме, как показано на следующем фото.
Чтобы трактор мог поворачивать, на заднем мосту нужно установить дифференциал, который будет отключать правое или левое колесо от привода. Также каждое колесо должно быть оборудовано тормозом, управляемым по отдельности. При нажатии на педаль тормоза и переключении дифференциала одно колесо ведущего моста останавливается, а противоположное продолжает вращаться. За счет этого трактор разворачивается в нужном направлении.
Об устройстве
Гусеничные мотоблоки намного меньше распространены, чем их колесные аналоги. Объяснение этому довольно понятное – колесные мотоблоки Caiman, Patriot, Texas, Прораб, Кроссер, Viking, Форза более приспособлены для вспахивания земельных угодий, т.е. его конструкция наиболее подходящая для работы на земле.
Кстати, дополнительные колеса можно сделать съемными, чтобы можно было оперативно превращать его обратно в стандартный мотоблок для работы в огороде. Это можно реализовать путем крепления данных колес к оси, которая уже есть у нас в наличии, через гибкую или жесткую передачу.
Такое решение наиболее целесообразно, ведь отпадает необходимость в приваривании дополнительных креплений.
Что касается устройства таких мотоблоков, то они полностью идентичны колесным мотоблокам:
- Двигатель. В гусеничных моделях используется более мощный 4-тактный движок, у которого присутствует функция блокировки осей.
Это важно, потому что она позволяет гусеничному мотоблоку разворачиваться на месте, не описывая полный круг для разворота
Основные разновидности
С помощью самодельного адаптера можно значительно облегчить работу с механизмом Нева, ведь он выступает таким себе переходным звеном между агрегатом и рабочими элементами: плугом, насадками для посадки картофеля и т.д. Не так будут действовать на организм физические нагрузки, ведь во время работы можно будет сидеть и просто руководить процессом, а сама работа будет проходить быстрее, ведь удастся увеличить рабочую скорость практически в 2 раза – до 12 км/час.
Адаптер для мотоблока Нева может иметь стержень для подъема, с помощью которого передвижение по территории осуществляется намного легче, а также кузов, который кроме выполнения работ в поле также позволяет перевозить материалы и продукты (см. фото). Чаще всего подобные конструкции имеют рулевое управление. Также адаптер с рулем для мотоблока Нева может иметь короткое или длинное дышло. Агрегаты с короткими дышлами могут работать лишь с легкими механизмами, а длинные дышла предназначены для более тяжелых конструкций.
Присоединяется самодельный адаптер к мотоблоку Нева с помощью одинарной сцепки, состоящей из двух частей, одна из которых играет роль переходника между аппаратом и подъемным механизмом, а вторая присоединяет к аппарату оборудование. Для того чтобы имелась возможность одновременно использовать несколько дополнительных орудий, вместо одинарной может использоваться двойная сцепка, как, например, на фото.
Простая конструкция
Как сделать адаптер к мотоблоку? Простейший вариант механизма делается своими руками следующим образом:
из металлической трубы длиной более полутора метра изготавливают раму;
на одном из ее концов перпендикулярно приваривают трубу длиной полметра, которая будет играть роль основы для крепления стоек для колес;
высота стоек делается равной 30 сантиметров;
методом сварки крепятся раскосы;
размеры адаптера для мотоблока могут быть какими угодно – все будет зависеть от собственных предпочтений;
для того чтобы крепить вспомогательное оборудование к раме приваривается металлическая балка;
боковые металлические трубы крепятся при помощи болтов;
к раме приваривается регулировочный стержень, который должен иметь три входа длиной 20,30 и 50 сантиметров;
создается сцепной узел конструкции, который также можно приобрести в специализированном магазине;
при необходимости делается еще один стержень для регулировки длиной 75 сантиметров;
методом сварки делается металлическая опора для сидения;
на опору устанавливается мягкое или деревянное сидение.
То, как правильно сделать простой адаптер мотоблока своими руками на видео видно очень хорошо. Но создать его можно только, имея определенные навыки, оборудование и четко придерживаясь представленных чертежей.
Многофункциональное устройство
Для изготовления многофункционального адаптера с рулевым управлением для мотоблока Нева понадобятся:
листы стали;
уголки и трубы из стали;
сидение;
2 колеса;
аппарат для сварки;
другие инструменты, которые обязательно есть у каждого хозяина.
Такой аппарат можно использовать как для работ на поле, так и для перевозки материалов и продуктов даже на большие расстояния. Многофункциональную конструкцию для мотоблока Нева можно оборудовать плугом, устройством для посадки картофеля, бороной и другими приспособлениями. А вот в холодное время года она может пригодиться для уборки снега с приусадебной территории.
Итак, для того чтобы создать самодельный рулевой адаптер для мотоблока Нева необходимо:
Составить схему
Для того чтобы избежать перекосов конструкции, а также защитить ее от чрезмерных нагрузок обязательно нужно составить схему. Ее можно создать либо своими руками, либо воспользоваться уже готовыми примерами.
Изготовить основные детали
К основным деталям конструкции, конечно же, относят раму, к которой крепят все остальное (см. чертежи). Кроме того необходимо продумать специальный механизм, который обеспечит свободные повороты прицепа. Кузов аппарата обычно изготавливается из листов стали, а высота бортов при этом делается около 40 сантиметров. Сцепка дополнительных элементов и адаптера осуществляется при помощи штыря с колечком, которое надевается на фаркоп. Единственным «минусом» такого сцепления является быстрое изнашивание элементов вследствие постоянного проворачивания механизмов.
Осуществить монтаж сидения
Сидение обычно прикрепляется при помощи болтов, после чего устройство считается готовым к использованию.
Более детальную информацию о том, как правильно сделать адаптер для мотоблока Нева своими руками можно получить с представленного видео, а также просмотрев чертежи.
Регулировка сцепления
Следует отметить, что при работе нужно соблюдать определенные рекомендации, дабы избежать преждевременных поломок и ненужных проблем, возникших из-за неправильного обращения с техникой. Педаль сцепления необходимо и нажимать, и отпускать плавно, без резких движений. В противном случае двигатель может просто заглохнуть, тогда вам потребуется потратить лишнее время и силы, чтобы запустить его вновь. При эксплуатации мотоблока возможны следующие неполадки, связанные с механизмом сцепления.
- При полностью выжатом сцеплении техника резко начинает ускоряться. В этой ситуации попробуйте просто подкрутить регулировочный винт.
- Педаль сцепления отпущена, но агрегат не двигается или движется с недостаточной скоростью. Слегка ослабьте винт регулировки и протестируйте ход мототехники.
При странных шумах, треске, стуке, раздающихся из области редуктора, немедленно остановите агрегат. Наиболее частыми причинами такой ситуации считаются малый уровень масла или его некачественность. Перед тем как начать работать на мотоблоке, обязательно проверяйте наличие и количество масла. Замените/долейте масляную жидкость и запустите агрегат. Если шумы не прекратились, остановите мотоблок и пригласите специалиста для осмотра вашей техники.
От трактора до катера
Наиболее распространенными переделками из обычного мотоблока является всевозможная комплексная техника и транспортные средства. Правда, последние можно больше назвать самоделками на базе двигателя и трансмиссии устройства.
Картофелесажалки. При большой площади под посадку картофеля идеальным будет устройство, созданное на базе мотоблока. Оно включает в себя сразу несколько элементов. Прежде всего, картофелесажалка снабжена небольшим бункером для клубней.
Мини-трактор. Чаще всего умельцы конструируют всевозможные мини-трактора. В данном случае следует учитывать смещение центра тяжести техники, так как двигатель устанавливается в задней части. Поэтому следует позаботиться о расширении колесной базы задней оси.
В настоящее время в продаже можно найти всевозможные узлы и агрегаты для создания трактора на базе мотоблока, такие как передние оси, тормозная система, всевозможные тяги и рычаги, педали. Но при желании все это можно изготовить и самому, используя подходящие детали от старых авто.
При использовании более мощных покрышек, такой трактор легко превращается в вездеход.
Лодочный мотор. Двигатель от мотоблока также может стать идеальной заменой обычному лодочному мотору. Для этого на корпусе лодки следует сделать необходимое крепление, а стандартную фрезу двигателя заменить на лопасти. В умелых руках мотоблок также может стать основой для создания небольшого автомобиля по типу багги. Правда, на нем не получится передвигаться в городских условиях — это связано с официальной регистрацией транспортного средства в госавтоинспекции. Но он может стать отличным подспорьем в сельской местности для поездок на рыбалку или охоту, за грибами. Также такой «внедорожник» идеально подойдет для осваивания навыков вождения для новичков.
Чаще всего в качестве ходовой части для такой самоделки используют передний мост от «инвалидки», задний — ведущий, может быть установлен от стареньких «Жигулей» или же от мотороллера «Муравей». Кстати, от этого будет зависеть размер используемых колес. Форма рамы и дизайн кузова изготавливаются исходя из условий эксплуатации данной техники. Но не стоит упускать такой момент, как необходимость установки ремней безопасности и дуг на крыше.
Делаем самоделки к мотоблоку своими руками
Для быстрой и качественной обработки грунта нужно сделать самодельные фрезы типа «гусиные лапки» для мотоблока, которые будут перемешивать почву на достаточную глубину и разбивать твердые комья.
Самодельные грабли для мотоблока также являются полезным навесным устройством. Правильнее всего иметь несколько таких различных по своему виду граблей.
Самодельный окучник для мотоблока также понадобится каждому огороднику. Окучник позволит сформировать ровные и высокие гребни на всех грядках с корнеплодными культурами. Самодельный отвал для мотоблока облегчит уборку снега и песка с земельного участка, создаст хорошие условия для дальнейшей почво обработки.
Описание и устройство снегоуборщика для мотоблока
Основание лыж изготовлено из деревянных брусков, к которым крепятся накладки из пластика. В данном случае использованы короба от электропроводки.
В качестве основной детали поворотного желоба, который отбрасывает снег, используется кусок пластиковой трубы, с диаметром 160 мм. Желоб, который выбрасывает снег, крепится к этой трубе. Ширина лопатки шнека должна быть меньше диаметра желоба, благодаря чему будет осуществятся выброс снега.
Для изготовления рамы используются металлические уголки 50х50 мм. К ним привариваются поперечные уголки 25х25 мм. На них устанавливается быстросъемная платформа двигателя. Поперечные уголки и ручка крепятся болтами М8 на продольных уголках рамы.
В данном случае использовали такой принцип работы снегоуборщика. Колеса ему особо не нужны, только для передвижения по сараю. Поэтому вместо колес установлены лыжи, которые позволяют при наклоне снегоуборщика вперед счищать с дорожек снег. Если наклонить назад, снег можно откидывать поэтапно, в случае небольшого покрова снега. В будущем можно модернизировать в самоходный снегоуборщик с одной широкой гусеницей, особо ничего при этом не переделывая.
После покраски, сделанный снегоуборщик будет выглядеть как фирменный.
Монтаж двигателя и гидравлики
Самым выгодным вариантом для переделки мотоблока в самодельный трактор считается одноцилиндровый дизельный мотор с водяным охлаждением — такой обычно ставят на китайские мотоблоки марки Скаут, Зубр и российскую Неву. Одноцилиндровый дизель экономичен, поэтому эксплуатация произведённого на его основе минитрактора не будет накладной. Его, как правило, размещают на передней части рамы, что позволяет небольшому трактору поддерживать оптимальное равновесие во время эксплуатации с дополнительным инструментарием. На месте расположения мотора устанавливают систему крепления, которую лучше сделать «плавающей» (скользящей), чтобы упростить регулирование и натяжение ремней.
Передачу усилия от мотора к задним колёсам самодельного трактора организовывают при помощи ременной передачи. Раздаточную коробку ВОМ, как и коробку передач, можно использовать со списанного автомобиля ГАЗ-53. Силовой агрегат самоделки монтируют таким образом, чтобы шкив ВОМ располагался в одной плоскости со шкивом, размещённым на задней оси минитрактора. Заодно намечают место для расположения педали сцепления. Ременную передачу закрывают защитным чехлом, чтобы избежать соскальзывания в процессе работы и сделать её срок службы более продолжительным. После завершения основной работы на самодельный минитрактор с двигателем от мотоблока устанавливают гидравлический подъём. Комплект гидравлики переделки должен включать масляный насос, бачок для масла, гидроцилиндр и распределитель. Все составные части системы соединяются гибкими маслостойкими шлангами. Желательно, гидравлику сделать с плавающим режимом — это обеспечит полноценную работу навески мототрактора.
Затем производят установку водительского кресла, а так же фар и габаритов, если планируется передвижение минитрактора по автодорогам. Они обеспечат безопасность при эксплуатации транспорта в тёмное время суток и позволят избежать проблем с требовательными сотрудниками дорожных патрульных служб.