Привязи: страховочные, удерживающие, позиционные
Применение привязей как элемента системы обеспечения безопасности на высоте определяется правильной процедурой оценки риска и зависит от места проведения работ и вида работы. Новые правила однозначно регламентируют возможности использования привязей для конкретных рисков, связанных с опасностью падения человека с высоты.
Лямочные и безлямочные привязи
Безлямочная привязь — предохранительный пояс, включающий: несущий ремень, охватывающий талию или грудную клетку человека. Конструкция имеет точку крепления стропа и может иметь точки крепления позиционирующего стропа для фиксации работника на рабочем месте. Применяется только в качестве удерживающей привязи.
Лямочная привязь
с наплечными и набедренными лямками — предохранительный пояс, включающий: несущий ремень, охватывающий талию человека, имеющий наплечные и набедренные лямки. Применяется для удержания и страховки.
Удерживающие привязи
Смысл понятия «удержание» заключается в ограничении перемещения работника в безопасной рабочей зоне без риска его падения. Определение применения этого элемента страховочной системы описано в регламентирующем данный вид привязей ГОСТ Р ЕН 358 , согласно которому«удерживающие привязи (поясные ремни) применяются для ограничения движений (способ, посредством которого человек предохраняется с помощью СИЗ от попадания в зоны, где существует риск падения) и для рабочего позиционирования (способ, который позволяет человеку работать с поддержкой при помощи СИЗ, находящегося в натянутом состоянии, таким образом, при котором падения предотвращается)». Таким образом, удерживающая привязь не может быть средством остановки падения и может в частности, использоваться для позиционирования работника без риска его падения с высоты.
Посмотреть в каталоге
Страховочные привязи
Определение страховочной привязи указано в регламентирующем ГОСТ Р ЕН 361 и звучит так:«страховочная привязь (full body harness) — компонент страховочной системы для охвата тела человека с целью предотвращения от падения» . Смысл данного определения заключается в возможности относительно безопасной остановки падения работника с высоты при использовании страховочной привязи в качестве компонента системы.
Страховочные привязи всегда имеют основные лямки, охватывающие как ноги, так и грудную часть. Они также в обязательном порядке имеют один или более элемент крепления подсистемы, имеющий маркировку заглавной буквы А. Элемент крепления расположен на грудной и/или спинной части.
Страховочная привязь может использоваться для позиционирования работника на рабочем месте (с подпором для ног) в случае, если в своём конструктиве она имеет широкий поясной кушак с точками присоединения позиционирующего стропа (точки крепления типа В).
Страховочные привязи, которые могут использоваться в канатном доступе (в частности при выполнении работ в безопорном пространстве) должны обеспечить безопасное и комфортное пребывание работника в подвешенном состоянии (при отсутствии подпора для ног). Такие привязи обычно имеют в своей конструкции как поясной кушак, так и усиленные широкими прокладками ножные и грудные лямки.
Посмотреть в каталоге
Привязи для положения сидя и позиционирующие
Данный класс привязей регламентирован стандартом ГОСТ Р ЕН 813 и определяет использование таких прявязей для «удобства расположения в необходимой рабочей позиции и в удерживающих системах, где требуется низкая точка крепления». Таким образом, стандарт определяет рамки их использования только в качестве привязей для удобного позиционирования, что делает их использование оправданным при работах на мачтах и столбах, а также при работах на деревьях (арбористика).
Использование такого рода привязей в качестве компонента страховочных систем запрещено, но при они могут быть дополнены грудными лямками и быть частью страховочной привязи, соответствующей требованиям ГОСТ Р ЕН 361.
Посмотреть в каталоге
Требования
Требования, предъявляемые к страховочным привязям для работы на высоте подробно излагаются в ГОСТах «РЕН 361-2008» и «РЕН 358-2008». В этих документах излагаются как общетехнические требования, так и сроки, методы проверки прочности СП. Кратко все изложенное в этих документах сводится к семи пунктам:
1. Используемые материалы (ткань лент, материал нитей, пряжек) должны быть совместимы.
2. Цвет нитей, лент должен быть выделяющимся на фоне рабочих поверхностей, контрастировать друг с другом. Это нужно для легкой идентификации работающего на высоте человека с одной стороны, для контроля качества соединения самих лент с другой стороны (в том смысле, что легко будут видны обрывы, потертости или размочаливания нитей).
3. В конструкции СП должна быть возможность подгонки к конкретному человеку. Это с одной стороны гарантирует невозможность выпадения тела человека из системы, а с другой — отсутствие у него травм при падении.
Во время примерки, подгонки СП концы лент должны выступать из пряжек не менее, чем на 10-15 см. Если это не так, то данный комплект использовать нельзя.
4. Страховочные привязи для работы на высоте обязательно предполагают крепление особыми лямками в области плеч, ног человека. Кроме этого на поясе есть особый широкий кушак, снимающий как статическую, так и динамическую нагрузку на позвоночник.
Не нужно путать СП с монтажным поясом. Оба эти устройства имеют пояс с кушаком, но СП более продвинут и обеспечивает как большую безопасность, так и удобство в работе, в том числе связанной с активным перемещением на высоте. Монтажный пояс этого дать не может.
5. Фиксирующие ленты элементы (пряжки и застежки) должны полностью исключать ослабление или саморасстегивание.
6. Ленты несущие основную нагрузку не должны быть уже 4 см, а вспомогательные — уже 2 см. Это требование объясняется тем, что более узкие ленты могут при рывке серьезно травмировать конечности человека.
7. СП должна быть способна выдержать вес многократно превышающий вес работника, но сама должна быть легка и не громоздка.
Противоречивое требование к СП — высокая прочность с одновременной легкостью объясняет то, что наиболее распространенным материалом для СП является такое синтетическое волокно как полиамид.
5.2. Проверка прочности при динамической нагрузке
5.2.1. Испытательное оборудование
Испытательное оборудование – согласно ЕН 364 (пункты 4.2, 4.4 и 4.6).
5.2.2. Испытательный строп
Испытательный строп должен быть новым (еще не использованным) альпинистским канатом с номинальным диаметром 11 мм, соответствующим требованиям ЕН 892 для одинарного каната и выдерживающим ударную нагрузку (9 ± 1,5) кН при первом испытании на ударную нагрузку по настоящему стандарту.
Заделывают концы веревки петлями с помощью узлов булинь (см. рисунок 3) и обеспечивают длину петли и узла не более 200 мм.
Регулируют длину таким образом, чтобы при нагрузке 100 +1 кг длина испытательного стропа, включая длину петли заделки обоих концов, составляла 2000 +100 мм (см. рисунок 2).
F – масса 100 +1 кг или эквивалентная сила; 1 – узел булинь; 2 – петля заделки конца; 3 – точка/ушко для подсоединения
Рисунок 2 – Испытательный строп для проверки прочности при динамической нагрузке
Рисунок 3 – Узел булинь
5.2.3. Методика проверки
Подгоняют спасательную привязь под размеры манекена корпуса в соответствии с указаниями изготовителя. Подсоединяют одну петлю испытательного стропа к спасательной привязи, а другую петлю – к испытательному оборудованию.
Подвешивают манекен корпуса посредством спасательной привязи, затем поднимают манекен на высоту 1000 +50 мм с удалением от осевой линии оборудования не более 300 мм (см. рисунок 4). Удерживают его с помощью устройства быстрого расцепления.
1 – спасательная привязь; 2 – манекен корпуса; 3 – испытательный строп; 4 – устройство быстрого расцепления; 5 – место подсоединения; 6 – испытательное оборудование
Рисунок 4 – Проверка прочности динамической нагрузкой
С помощью устройства быстрого расцепления отпускают манекен корпуса без начальной скорости.
Проверяют, удерживается ли манекен корпуса и нет ли отсоединения или разрывов любых элементов спасательной привязи.
В пределах 15 мин проводят второй сброс с использованием того же самого стропа.
Разрешается новая подгонка спасательной привязи на манекене корпуса.
Проверяют, удерживается ли манекен корпуса и нет ли отсоединения или разрывов любых элементов спасательной привязи. Проверяют основные лямки и элементы подсоединения на признаки разрушения или разрыва.
Повторяют испытание для каждого элемента крепления. При этом каждый раз разрешается повторная подгонка спасательной привязи на манекене корпуса или ее замена.
Страховочные системы
Страховочные системы должны применяться всегда, когда есть риск падения работника. Их назначение не просто остановить падение (с этим справляется и асфальт), а сделать это безопасно. Динамическая нагрузка на работника при остановке падения — сила торможения — не должна быть больше безопасной величины в 6 кН.
При применении страховочных систем должна использоваться страховочная привязь. Средства остановки падения должны присоединяться к привязи работника в точках крепления, расположенных на груди или спине, маркированных буквой А.
В страховочных системах обычно применяются амортизаторы, которые поглощают часть энергии при падении и уменьшают силу торможения до безопасных 6 кН. При срабатывании амортизаторы удлиняются. Необходимо учитывать удлинение амортизатора при расчете запаса свободного пространства под работником. При недостаточном запасе высоты, работник может удариться о пол или другие препятствия до полной остановки.
Рассмотрим существующие способы организации страховочных систем.
Страховочная система с использованием страховочного стропа
Состав:
- анкерное устройство, горизонтальная анкерная линия;
- страховочный строп с амортизатором , карабины (соединительно-амортизирующая подсистема);
- страховочная привязь.
Привязь работника присоединяется к анкерному устройству или горизонтальной анкерной линии при помощи страховочного стропа. Строп должен быть оснащен амортизатором рывка, снижающим силу динамического воздействия на работника в случае падения. Используя двуплечевой страховочный строп, можно перемещаться в пространстве, сохраняя постоянное соединение с опорой.
Страховочная система с использованием страховочного стропа
Используя двуплечевой страховочный строп можно перемещаться в пространстве, сохраняя постоянное соединение с опорой
Применение горизонтальной анкерной линии
КАТАЛОГ:
Страховочные стропы с амортизатором рывка >>
Страховочная система с использованием страховочного устройства ползункового типа
Состав:
- анкерное устройство, вертикальная или наклонная анкерная линия;
- страховочное устройство ползункового типа, амортизатор (соединительно-амортизирующая подсистема);
- страховочная привязь.
Страховочное устройство (например, Petzl ASAP) свободно перемещается по анкерной линии вслед за движением работника, но, в случае падения работника, автоматически фиксируется и останавливает падение. Страховочные системы с использованием СИЗ ползункового типа и вертикальных анкерных линий применяются при кровельных работах, при подъемах по лестнице на опору, при работе на наклонных поверхностях.
Применение страховочного устройства на наклонных и вертикальных анкерных линиях
КАТАЛОГ:
Страховочные устройства ползункового типа >>
Страховочная система с использованием СИЗ втягивающего типа
Состав:
- анкерное устройство;
- СИЗ втягивающего типа;
- страховочная привязь.
СИЗ втягивающего типа крепится к опоре, а выходящий из него трос или стропа — к привязи работника. При перемещении работника трос автоматически выдается из блока или втягивается в него в зависимости от направления движения. В случае срыва система автоматического торможения останавливает падение. В некоторых моделях СИЗ втягивающего типа предусмотрена система плавного снижения для спуска рабочего на землю с безопасной скоростью.
КАТАЛОГ:
Блокирующие инерционные устройства втягивающего типа >>
Как выбрать страховочную привязь
Выбирая СП нужно руководствоваться следующими факторами:
- Назначение — будут ли вестись работы с использованием открытого огня, если да, то материал для СП должен быть сертифицирован на не горючесть.
- Частота использования — предполагается ли длительное использование или кратковременное. В первом случае нужно выбирать модели с интегрированной седушкой и дополнительными петлями для фиксации инструмента или расходных материалов. Это позволит сделать труд на высоте более качественным и быстрым.
- Место проведения работ — на какой высоте и в помещении или же на открытом воздухе. От этого зависит длина страховочного фала, наличие дополнительных лямок для вспомогательного инструмента и дополнительных амортизаторов.
- Бюджет — стоимость СП при наличии у всех моделей сертификатов безопасности и качества колеблется от 5 до 25 тысяч рублей. В каждом конкретном случае все зависит от комплектации и дополнительных функций (например не горючесть или интегрированное сиденье).
Хорошо взвесив каждый из четырех факторов и нужно принимать решение о покупке определенной модели СП. Но, в любом случае, она должна быть сертифицирована, так как сохранение здоровья и жизни работника всегда на первом месте.
Требования безопасности к канатам, стропам грузоподъемных механизмов
Требования безопасности к канатам, стропам грузоподъемных механизмов:
- канаты, стропы должны соответствовать установленным требованиям;
- при работе необходимо следить за тем, чтобы канат не касался других канатов, острых краев груза, частей оборудования, не имел чрезмерных перегибов, в том числе на блоках и барабанах малого диаметра;
- крепление каната непосредственно к проушинам, серьгам и рамам без коушей не допускается;
- применение канатов, имеющих переломы, узлы, обрыв нитей (для синтетических) или проволок (для стальных) и износ более допустимого, не допускается;
- сращивание (счаливание) грузовых канатов не допускается. Другие канаты можно счаливать только на участке, где исключается возможность набегания каната на блок или барабан;
- петли стропов должны быть выполнены с применением коушей путем заплетки свободного конца каната, установки зажимов, другим проверенным способом по установленным требованиям.
НЕ ДОПУСКАЕТСЯ!
Работать с канатами без СИЗ рук не допускается.
Стальные канаты, которыми оснащены грузоподъемные механизмы, проходят технические освидетельствования, включая испытания под нагрузкой, совместно с этими механизмами.
Канаты и стропы подлежат осмотру до и после использования, а также проведению обслуживания и периодических проверок в соответствии с эксплуатационной документацией.
Хранить синтетические канаты и стропы следует в закрытых сухих помещениях, защищенных от прямых солнечных лучей, масла, бензина, керосина и других растворителей, в подвешенном состоянии или на деревянных стеллажах на расстоянии не менее 1 м от отопительных приборов.
Требования безопасности к цепям:
- пластинчатые, сварные и штампованные цепи, используемые как грузовые и для изготовления стропов, должны соответствовать установленным требованиям;
- коэффициент запаса прочности пластинчатых цепей, применяемых в грузоподъемных машинах, должен быть не менее 5 при машинном приводе и не менее 3 — при ручном;
- коэффициент запаса прочности сварных и штампованных грузовых цепей и цепей для стропов должен быть не меньше указанного в документации;
- сращивание цепей допускается путем электро- или кузнечно-горновой сварки новых вставленных звеньев или с помощью специальных соединительных звеньев; после сращивания цепь осматривается и испытывается нагрузкой в соответствии с документацией.
Как правильно выбрать
Для того чтобы система безопасности выполняла свое назначение в качестве страхующего и удерживающего устройства и обеспечивала правильное позиционирование в рабочем положении, необходимо обратить внимание на ряд критериев. Конструкция должна работать таким образом, чтобы исполнитель не испытывал какого-либо дискомфорта, если необходимо выполнять длительную по времени работу
Поэтому к страховочным привязям предъявляются жесткие требования
Конструкция должна работать таким образом, чтобы исполнитель не испытывал какого-либо дискомфорта, если необходимо выполнять длительную по времени работу. Поэтому к страховочным привязям предъявляются жесткие требования.
Модель соответствует требованиям, если:
- Материал, из которого изготовлена страховочная привязь, может выдерживать вес, значительно превышающий вес человека (хорошо зарекомендовали себя системы из полиамида);
- Привязь имеет небольшой вес;
- Система является простой и удобной в процессе эксплуатации;
- Размер соответствует индивидуальным особенностям работника;
- Пояс-кушак поддерживает спину, уменьшая при этом степень утомляемости;
- Плечевые лямки располагаются на достаточном расстоянии друг от друга, что позволит предотвратить любые травмы шеи;
- Пряжки самоблокирующиеся, не допускающие произвольного расстегивания ремней или лямок в процессе работы;
- Все характеристики страховочной привязи находятся в полном соответствии с требованиями ГОСТа.
Периодичность осмотра страховочных привязей должна осуществляться в соответствии с требованиями ГОСТа. Правильно подобранная, изготовленная из высококачественных материалов страховочная привязь, должна проходить постоянную проверку перед каждым применением.
Прежде всего, снаряжение осматривают на предмет наличия поврежденных участков, правильной совместимости компонентов, отсутствия механических или химических повреждений, а также возможной вероятности самопроизвольного раскрытия пряжек.
Если присутствует хотя бы одна из указанных неполадок, страховочную привязь применять категорически запрещается.
«Профи Универсал» «Венто»
На второй строчке располагается страховочная привязь «Профи Универсал» «Венто». Страна производитель – Россия. Имеет самую низкую стоимость в первой тройке.
Изделие включает пять точек крепления. Одна из них находится на спине и выполняет страховочную функцию. Две боковые, одна сзади на поясе и одна на брюшной стороне предназначены для позиционирования и удержания тела в пространстве. Приспособление равномерно распределяет нагрузку по телу во время остановки падения. Его вес – 1,57-1,7 кг.
Плюсы:
- Используется при работах на высоте в безопорном пространстве.
- Эксплуатация в качестве страховочной, удерживающей привязи.
- Имеет индикатор рывка.
- Есть широкий кушак и ножные обхваты с 3D-сеточкой, которая выполняет функцию равномерного распределителя воздуха и позволяет длительно выполнять работу.
- Есть возможность дополнительной установки рабочего сидения.
- Имеет петли для развески оборудования.
- Привязь включат ленты из светодиодного материала.
- Соответствует ГОСТу.
- Выдерживает нагрузку до 150 кг.
- Относительно небольшая стоимость.
Минусы:
Отсутствуют.
Как перемещаться по конструкциям и высотным объектам
Строительные леса и мобильные рабочие платформы должны быть выполнены в соответствии с документацией производителя или индивидуальным дизайном.
СИЗ на работе на высоте от падения
Леса должны быть установлены на устойчивой и очерченной земле с уклоном, который позволяет отвод дождевой воды. Количество и размещение анкерных креплений лесов и размер силы крепления должны быть указаны в конструкции лесов или в документации производителя.
Строительные леса и мобильные рабочие платформы должны:
- иметь мост с достаточной рабочей поверхностью для людей, выполняющих роботы, а также для хранения инструментов и необходимого количества материалов;
- иметь устойчивую конструкцию, приспособленную для передачи нагрузок;
- иметь защитные перила и рельсы связи.
Лица, занятые сборкой и разборкой строительных лесов и мобильных рабочих платформ, должны обладать необходимой квалификацией. Запрещается сборка, эксплуатация и демонтаж строительных лесов и мобильных рабочих платформ по перечисленным ниже критериям:
- если ночью не предусмотрено освещение, обеспечивающее хорошую видимость;
- во время густого тумана, осадков, снега и заморозков;
- во время шторма или ветра со скоростью, превышающей 10 м/с.
Для перемещения по прочим строительным конструкциям на высоте необходимо применять:
- самостраховку;
- страховку снизу работником;
- организацию страховочной системы.
Страхующий должен создать независимое анкерное устройство с креплением тормозной системы с динамическим канатом.
Самостраховка
Строительные леса и мобильные рабочие платформы должны быть выполнены в соответствии с документацией производителя или индивидуальным дизайном.
Строительные леса и мобильные рабочие платформы должны:
- иметь мост с достаточной рабочей поверхностью для людей, выполняющих роботы, а также для хранения инструментов и необходимого количества материалов;
- иметь устойчивую конструкцию, приспособленную для передачи нагрузок;
- иметь защитные перила и рельсы связи.
Лица, занятые сборкой и разборкой строительных лесов и мобильных рабочих платформ, должны обладать необходимой квалификацией. Запрещается сборка, эксплуатация и демонтаж строительных лесов и мобильных рабочих платформ по перечисленным ниже критериям:
- если ночью не предусмотрено освещение, обеспечивающее хорошую видимость;
- во время густого тумана, осадков, снега и заморозков;
- во время шторма или ветра со скоростью, превышающей 10 м/с.
Важно! Использование строительных лесов допустимо после их принятия руководителем строительства или уполномоченным лицом. Приемка лесов подтверждается записью в строительном журнале или в техническом акте приемки
Страхующий должен создать независимое анкерное устройство с креплением тормозной системы с динамическим канатом.
Самостраховка
Удерживающая система
Удерживающая система — это система индивидуальной защиты от падения, предотвращающая падение с высоты путем ограничения диапазона перемещений пользователя.
В удерживающих системах нагрузки незначительны, а в качестве компонентов могут выступать любые подходящие привязи (страховочные, для положения сидя и т.д.). Для соединения привязи работника с анкерным устройством могут использоваться как страховочные, так и удерживающие стропы. Применение стропов с регулятором длины упрощает организацию системы.
Когда используется?
В иерархии управления рисками, приоритет отдается недопущению падения. Следовательно, использование удерживающей системы всегда предпочтительнее, по сравнению с применением страховочной системы.
Во многих случаях, когда запас свободного пространства под местом выполнения работ минимален (малая высота здания, работающие машины и механизмы и т.д.), удерживающая система может быть единственным доступным вариантом.
Важно помнить, что удерживающая система не предназначена для поддержки тела работника, а следовательно не должна использоваться при работе на скатных поверхностях и вертикальных опорах. В отличии от страховочной системы, удерживающая система не предполагает сложных планов по спасению и эвакуации пострадавшего, так как падение невозможно
В отличии от страховочной системы, удерживающая система не предполагает сложных планов по спасению и эвакуации пострадавшего, так как падение невозможно.
Ограничения
Такой вид системы обеспечения безопасности на первый взгляд является самым простым, но организация такой системы зачастую требует сложной подготовки. Удерживающую систему крайне сложно организовать на кровлях сложной формы, со множеством изгибов. При организации удерживающей системы следует исключить возможность попадания работника на хрупкие и непрочные поверхности, в зоны с открытыми люками, проемами и т.д. При организации работ на углу кровли следует удерживать работника от падения в любую из сторон, применяя два и более стропов удерживающей системы.
С использованием стропа фиксированной длины:
Компоненты:
- Привязь страховочная
- Строп без амортизатора
- Временная горизонтальная анкерная линия
Достоинства:
Проста в использовании.Недостатки: Требует наличия подходящих элементов для установки анкерного устройства на необходимом расстоянии от зоны производства работ.
Система спасения и эвакуации
Спасательная система — это индивидуальная система защиты от падения с высоты, с помощью которой работник может спасти себя или других работников.
Перед выполнением любых работ на высоте необходимо продумать план спасательных мероприятий, подготовить дополнительные СИЗ для эвакуации. В состав систем спасения и эвакуации могут входить как уже используемые работниками СИЗ, так и дополнительные устройства. Если для выполнения эвакуации предусмотрено использования тех же анкерных устройств, что и для выполнения работ, то они должны быть рассчитаны на большую нагрузку.
В системах эвакуации не должны применяться ножи или другие режущие инструменты для перерезания соединительно-амортизирующей подсистемы работника!
Когда используется?
В соответствии с пунктом 108 Правил по охране труда при работе на высоте, для уменьшения риска травмирования работника, оставшегося в страховочной системе после остановки падения в состоянии зависания, план эвакуации должен предусматривать мероприятия и средства (например, системы самоспасения), позволяющие в максимально короткий срок (не более 10 минут) освободить работника от зависания. Эвакуация также проводится в случаях, когда работник не может самостоятельно спуститься с рабочего места или подняться на поверхность (при работе в емкостях, шахтах, колодцах) по причине плохого самочувствия, травмы и т.д., либо когда стандартные пути спуска недоступны. Также системы эвакуации необходимо предусмотреть на всех рабочих местах выше 5 метров, если стандартные пути эвакуации с рабочего места могут быть заблокированы (пожар, задымление и т.д.).
С использованием полиспаста и устройства для спуска
Компоненты:
- Привязь страховочная
- Полиспаст, устройство для спуска, гибкая анкерная линия
- Анкерное устройство
Достоинства:
Простота использования. Полиспаст кратности 4:1 позволяет легко разгрузить соединительно-амортизирующую систему пострадавшего. Может использовать 1 работник.Недостатки: Зачастую, доступ к пострадавшему и присоединение конца ГАЛ к привязи затруднено. Применение возможно только в случае отсутствия препятствий на пути спуска.
Использование предустановленной системы эвакуации
Компоненты:
- Привязь страховочная
- Гибкая анкерная линия, устройство для спуска
- Анкерное устройство
Достоинства:
Очень быстрая эвакуация пострадавшего. Не требует установки дополнительных устройств после НС, возможность сразу эвакуировать работника.Недостатки: Требуется большая длина ГАЛ (обычно, 3 длины опоры). Быстрая эвакуация возможно только в случае, если работник не использовал дополнительную систему позиционирования.
Использование специализированных устройств типа Vento Сапсан и Tractel Derope UP
Компоненты:
- Привязь страховочная
- Устройство для эвакуации
- Анкерное устройство
Достоинства:
Автоматический контроль скорости спуска пострадавшего. Возможность подъема пострадавшего и спуска на одном устройстве. Возможность эвакуации пострадавшего с сопровождением.Недостатки: Высокая стоимость устройства. Заводское ограничение глубины спуска (канат устанавливается на заводе). Сложность замены компонентов при износе.