Вибронога. Преимущества и особенности работы

Предназначение и область применения оборудования

Сфера применения зависит от типа оборудования. Так, виброкаток помогает утрамбовать большие объемы земли в ее поверхностном слое. Уплотнение грунта виброплитой производят там, где нужно закрепить слой песка, щебня или гравия небольшой толщины – до 30 см. Такое оборудование применяют и для установки тротуарной плитки и асфальта.

Вибротрамбовки по типу «вибронога» уплотняют более глубокие слои – до 70 см толщиной. Оборудование применяют там, где функций двух предыдущих видов техники недостаточно, либо их габариты не позволяют подобраться к нуждающемуся в обработке участку. Это может быть:

  • обустройство тротуаров, трамвайных путей;
  • оборудование входа в подъезд;
  • трамбовка подножий опорных конструкций;
  • возведение свайно-ленточного фундамента частных домов;
  • ямочный ремонт асфальта.

Как виброплита для уплотнения грунта, так и «вибронога» могут применяться при установке коммуникационных магистралей под землей.

Вибратор для бетона своими руками

При малом объеме работ покупка вибратора не всегда оправдана – дешевый ненадежен, а дорогой себя не окупит. Вибратор можно сделать самому – на основе дрели или перфоратора с возможностью регулировки частоты вращения.

Из дрели

Превратить дрель в вибратор можно двумя способами. Первый предполагает использование в виде насадки на дрель покупной вибробулавы с «рукавом». Большинство моделей гибкого вала оканчиваются шестигранным отверстием и могут быть закреплены в патроне дрели.

Теперь остается лишь прикрепить защитный кожух.

Это может быть металлическое (на рисунке) или резиновое кольцо (трубка). В кольце нужно просверлить 3–4 отверстия – в них вкручивают болты. Для надежного закрепления кольца на корпусе дрели достаточно затянуть болты.

Если выход дрели и вала отличаются по форме, изготавливают переходник для закрепления вала в патроне.

Второй способ предлагает сэкономить 1,5–2,5 тыс. руб., сделав вибронаконечник с валом самостоятельно. Общий алгоритм такой:

  1. Изготовить корпус из отрезка трубы, предусмотрев место крепления скобы, удерживающей муфту.
  2. Сделать вал, приварив эксцентрик к металлическому цилиндру или полой шпильке.
  3. Подобрать и установить подшипники.
  4. Пропустить через вал стальной тросик, передающий вращение от дрели на наконечник.
  5. Собрать вибратор, поместив тросик в газовый шланг и закрепив на дрели кронштейном.

Из перфоратора

Сделать вибратор для бетона своими руками можно и из перфоратора. Для изготовления понадобится:

  • перфоратор мощностью от 1,5 кВт;
  • отрезок металлической пики диаметром от 8 мм – длина должна быть достаточна для погружения целиком в толщу раствора;
  • шайба – ее приваривают к концу стержня. Шайбу можно заменить несколькими короткими стержнями, приваренными к пике под углом 90 градусов.

Полученную насадку на перфоратор можно использовать для вибрирования бетона в вертикальном и горизонтальном положении – погружая всю пику или только поперечные стержни

Перфоратор можно использовать без погружения:

  1. Уложить поверх раствора мастерок, лопатку либо пластину из листовой стали.
  2. Поставить стержень перфоратора поверх пластины и пользоваться инструментом в режиме удара.

Поверхностный вибратор

В отличие от профессионального, самодельный площадочный вибратор для бетона сделать просто, понадобится:

  • любой ненужный двигатель – от насоса или бытовой техники с частотой от 3000 об/мин;
  • ровная площадка с ручкой для перемещения – поддон или деревянная доска;
  • груз для эксцентриситета.

Груз прикрепляют к выходному валу для получения биения, затем «узел» устанавливают на площадку. Осталось поставить площадку на раствор, включить двигатель и перемещать прибор за ручку по мере уплотнения.

Вибратор для разового использования имеет смысл делать из имеющегося электроинструмента – покупать дрель или перфоратор специально не стоит.

Поделиться
Твитнуть
Запинить
Нравится
Класс
WhatsApp
Viber
Телеграмка

Виброплита своими руками — это не так сложно, как может показаться на первый взгляд

По многочисленным просьбам, публикую процесс изготовления виброплиты своими руками.

Виброплита своими руками

Необходимость в данном девайсе возникла при обустройстве дорожек из тротуарной плитки на приусадебном участке.

В 2010 году я не нашел где взять виброплиту в аренду в своем городе, а покупать для укладки 100 квадратных метров тротуарной плитки было накладно, поэтому и решил сделать своими силами.

Видео как работает виброплита сделанная своими руками.

Подробнная информация про —>> Вибратор однофазный площадочный ИВ-99Е (220В)

Металлическое основание для виброплиты

За металлом для площадки отправился на металлобазу. Купил листовой металл толщиной 8мм и размером 80см на 45см. Площадка обошлась примерно в 800 руб. (точно не помню)

Подробнная информация про —>>Листовой металл

С двух сторон сделал надрез в металле болгаркой на расстоянии 10 см от края на глубину около 5 мм и с помощью молотка загнул градусов на 20-30, чтобы виброплита не закапывалась в трамбуемый материал.

Надрез болгаркой в основании виброплитыЗагиб основания плошадки виброплиты

Потом взял электросварку и заварил место надреза, чтобы зафиксировать положение торцов виброплиты.

Сварка надрезанного металла основания виброплиты

Сварщик из меня никудышный, но главное держится! Кстати все попытки согнуть металл без надрезов не увенчались успехом, поэтому лучше сразу брать в руки болгарку и надрезать.

Сварной шов на вибраторе

После этого отрезал два швеллера для крепления вибратора к плите.

Швеллер для крепления вибратора к плитеПривариваем швеллер к основанию виброплиты

Вот на этом этапе неумение качественно сваривать, не много подпортило проект. Пока я один за другим тратил электроды на получение качественного сварного шва, площадку от нагрева немного выгнуло по диагонали. Т.е. если сейчас поставить виброплиту на ровную поверхность, два диагональных угла приподняты примерно на 2-5 мм. Я думаю этого можно было избежать если был бы опыт в сварке, или предложите свои варианты. Может нужно было приваривать швеллера не поперек, а вдоль? Может быть.

Сверлим отверстия в швеллерах под болты для крепления вибратора

Далее фотографии сделанные спустя 2 года работы самодельной виброплитой.

Вибратор прикручен болтами М10.

Прикручиваем вибратор болтами М10 к основаниюПрикручиваем вибратор болтами М10 к основанию

Самое интересное, это эксперименты с креплением ручки к виброплите. Процесс подбора конструкции был долгим, затратным и не всегда успешным. Расскажу только о том варианте на котором остановился.

На авторынке приобрел по 100 рублей две подушки двигателя от ВАЗ 2101 (от копейки), дешевле не нашел .:)

Они достаточно крепкие, чтобы справляться с вибрацией от двигателя, и не много гасят ее.  Но только с ними ручку не удержишь, вернее суставы на руках рассыпятся. Поэтому поиск продолжался. В сетевом магазине «Крепмаркет» я нашел что нужно. Две очень мягкие и эластичные подушки, через которые и закрепил ручку к виброплите.

Крепление ручки к виброплитеКрепление подушки двигателя к виброплитеКрепление подушки двигателя к виброплите

Плита получилась достаточно тяжелая (относительно конечно) примерно 60-70 кг. И таскать ее на себе тяжко, поэтому я отрезал от трубы два кольца, приварил их сваркой к основанию самодельной виброплиты и вставляю в них два простецких пластиковых колеса на болтах, купленных в каком-то магазине, торгующем всевозможными тележками. И теперь процесс транспортировки виброплиты стал значительно легче.

Виброплита своими руками — испытай свои возможности

Отрезок трубы для вставки колесОтрезок трубы для вставки колес

Ручку сделал из полой трубы длинной 120 см.

Виброплита своими руками

Теперь про эксплуатацию виброплиты, сделанной своими руками.

Бюджет проекта составил около 10 000 руб. Рассчитывал меньше, но…

Во время работы для еще большего гашения вибрации на ручке помогает петля из любой крепкой веревки и если держаться именно за нее, а не за металлическую ручку, то вибрация практически не чувствуется.

Трамбует эта виброплита увлажненный песок примерно сантиметров на 10 в глубину, щебень тоже трамбует, но по ощущениям виброплите не хватает веса чтобы хорошо его трамбовать.

В принципе для дорожек в саду нормальный вариант, а для фундаментных работ, асфальтных и т.д. — слабовато и легковато.

Выбор глубинного вибратора для уплотнения раствора бетона

Перед тем, как выбирать глубинный вибратор, нужно определиться, какие качества пригодятся нам при работе с бетонной смесью. Также необходимо соотносить имеющиеся у прибора качества и цену, которую придётся уплатить за уникальный инструмент. Давайте вместе рассмотрим, какими качествами должен обладать хороший вибратор для бетона:

  • диаметр булавы. С помощью него можно понять, каков радиус действия у устройства. Чтобы достичь лучшего уплотнения, нужно рассчитывать дистанцию в 10 диаметров этой самой булавы. Уплотнение происходит быстрее в зависимости от толщины наконечника. Армированность бетона, тем не менее, тоже влияет на качество работы. Нужно соотнести всё так, чтобы наконечник помещался в специальную ячейку арматуры, соответственно, его размер должен быть меньше. Так что возьмите себе на вооружение такой совет: лучше берите максимально широкий диаметр;
  • длина вала. Тоже довольно значимый фактор для благоприятной работы. От него зависит, на какую глубину мы можем рассчитывать для уплотнения нашей смеси. Например, для обычной заливки конструкций нам понадобится около 3 м обычного, стандартного вала. Но в профессиональном строительстве нам нужны валы от 3 до 9 м. Иногда — до 12 м. Если вы думаете, что отыскав самый длинный вал, вы сможете решить все проблемы — это типичная ошибка. Большая длина нужна только при решении определённых проблем;
  • частота колебаний. Всё зависит от бетона, который нам нужно уплотнить. Если частицы крупные, то число не должно превышать 3000 колебаний в минуту и, соответственно, если наоборот, то частота увеличивается. Однако чаще всего нам предстоит работа с мелкозернистым бетоном, так что нам нужно приобретать оборудование с максимально доступной частотой. Здесь камнем преткновения выступает, как часто это бывает, высокая стоимость подобного оборудования;
  • мощность. Здесь всё зависит от толщины булавы купленного оборудования. Чем больше толщина, тем большая мощность нам нужна от двигателя, иначе не будет достигнуто вибрации нужного качества. Подойдут модели до 1 кВт, а для профессиональной эксплуатации и до 5 кВт. Конечно, мобильность вместе с повышением мощности убывает прямо пропорционально, так что чем мощнее у вас вибратор, тем он тяжелее и занимает больше места.

Конструкция

Привод виброноги может быть электрическим или от двигателя внутреннего сгорания. Учитывая, однако, степень погружения устройства во влажную среду, а также требования к автономности применения, виброноги производят только с бензиновым приводом.

Поскольку устройство используется для локального утрамбовывания материала, например, под основания колонн, столбы, дренажные колодцы и пр., оно должно быть компактным и удобным для применения. В отличие от виброплит, виброноги имеют пониженную вертикальную устойчивость, а потому требуют от исполнителя более высоких физических усилий. Кроме того, локальное виброуплотнение часто востребовано при неотложных ремонтно-восстановительных работах, а потому соответствующая техника входит в комплект оборудования, которое используется службами по чрезвычайным ситуациям.

Устройство виброноги:

Кулачково-эксцентриковый механизм. Вал. Двигатель с бачком. Возвратная пружина. Шатун с поршнем. Корпус с ручками. Уплотняющая плита. Сильфон. Система управления.

Площадь трамбующей плиты виброноги небольшая, и не превышает 500…600 мм2. Это обеспечивает устройству повышенную стабильность, снижает вес, и при одной и той же мощности привода позволяет генерировать вибрации с увеличенной амплитудой. Повышенная частота вибраций приводит к увеличению кинетической энергии и способствует улучшению качества трамбовки. Вместе с тем, это не позволяет производить уплотнение при реверсном перемещении поршня.

Особые требования предъявляются к двум узлам виброноги – раме и плите. Они испытывают значительные динамические нагрузки, а плита, кроме того, ещё и сопротивление уплотняемого материала, которое стремится оторвать плиту от поршня при его перемещении вверх. Поэтому данные детали изготавливают из штампованного проката средне- и высокоуглеродистых сталей, и подвергают нормализации – процессу термообработки, который снижает перепад напряжений в различных частях деталей. Применение высокопрочных сплавов в некоторых конструкциях виброног (преимущественно малых размеров) себя не оправдывает: масса устройства действительно уменьшается, но одновременно возрастают и инерционные усилия на ручки, из-за чего управление виброногой усложняется. Падает и долговечность уплотняющей плиты.

Вибротрамбовка Кентавр ВТ95

Технические характеристики этого украинского «башмака» несколько уступают зарубежным. Он выдает всего 12 кН ударной мощи, с невысокой частотой 270 биений за минуту времени. Для асфальта его использование непрактично, так как хорошего уплотнения не будет. Зато для земляных работ – это лучшая вибронога по хорошей цене, уплотняющая на 4 см вглубь.

Плюсы:

  • Недорогой и неприхотливый инструмент отечественного производства для земляных работ на стройке;
  • Мотор отлично защищен от проникновения пыли и влаги;
  • Снижение компрессии на старте облегчает запуск тросом;
  • Узкая ударяющая поверхность на 27 см – незаменима для прокладки трубопроводов, стоков кабелей;
  • Прочная рукоятка с антивибрационными прокладками.

Минусы:

Среднее качество материалов и сборки.

Устройство и конструктивные особенности бензиновой виброплиты

Как следует из названия машины, уплотнение выполняется ударной вибрацией.

Основные части механизма:

  • опорная плита;
  • вибратор-эксцентрик;
  • двигатель бензиновый, дизельный или электрический.

Связывание сыпучей массы производится вибрациями эксцентрика в дебалансе, приводимого в действие двигателем. Вибрационная энергия неуравновешенной детали передается на массивную подошву машины и далее на трамбуемую поверхность.

Опорная плита

Подошва бензиновой виброплиты, как основной рабочий элемент машины, должна удовлетворять следующим требованиям:

  • достаточная масса;
  • высокая износостойкость;
  • оптимальная рабочая площадь.

Достаточная масса и площадь подошвы позволяют произвести качественное уплотнение, в то же время, эти параметры увеличивают общий вес механизма.

Материалом для рабочей платформы являются чугун или сталь. Чугун с добавлением шаровидного графита, обладает более высокой степенью упругости по сравнению с базовым материалом, и более продолжительное время эксплуатации трамбовочной платформы. Сталь используется в виде листов, толщиной от 8 мм, или профильного проката.

В случае работы с тротуарной плиткой или брусчаткой на подошву бензиновой виброплиты одевается резиновый или полиуретановый коврик. Подобные меры позволят избежать шоковых нагрузок на материал, подвергающийся уплотнению.

Рабочая площадка виброплиты имеет закругленные края, способствующие плавному движению, и усиливается ребрами жесткости.

Цилиндрический вибратор

Основной элемент, создающий вибрацию – эксцентрик, принцип его действия как у маховика. Конструктивно представляет собой вал со сдвинутым центром тяжести.

Движение маховика по окружности создает вертикальные перемещения трамбовочного башмака вверх-вниз. Прохождение маховика по нижней части окружности создает эффект давления, движение по верхнему полукругу формирует перемещение вверх и дополнительно придает механизму небольшое горизонтальное движение вперед.

Движения эксцентрика на валу создают основные шумовые эффекты при работе машины.

Двигатель

Приводится в действие трамбовочное устройство двигателем. В зависимости от питания двигателя, ручная виброплита может быть:

-бензиновой;

-электрической;

-дизельной.

Электрические устройства жестко привязаны к источнику энергии, хотя имеют низкие уровни шумов и не загрязняют воздух. Электрическая виброплита больше подходит для работы в помещениях или для ландшафтных работ. Может применяться в подготовке кабельных траншей или дорожных работах. Мощные трамбовки потребляют значительное количество электроэнергии, что тоже мало приемлемо.

Дизельные вибрационные машины очень мощные, массивные и находят применение в профессиональных строительных работах связанных с большими площадями, подвергающимися трамбовке и требующих значительной глубины уплотнения материала. В тяжелых зимних условиях использование дизельного топлива может принести неудобства.

Бензиновая виброплита является универсальной и распространенной машиной в производстве трамбовочных работ. Ручная бензиновая виброплита позиционируется как недорогая, мобильная и неприхотливая в обслуживании машина. Находит применение в работах по благоустройству, дорожном строительстве, укладке кабелей, в строительстве зданий и парковочных стоянок.

Бензиновый мотор, которым оснащается агрегат – 4-х тактный, одно- или двухцилиндровый. Самые распространенные марки бензина, для заправки двигателей, АИ-92 или АИ-95. Добавления масел в топливо не требуется, охлаждение воздушное. Все это в совокупности, делает бензиновую виброплиту наиболее привлекательным инструментом для широкого спектра работ по уплотнению сыпучих материалов.

Преимущества

Преимущества вибродиагностики:

  1. Возможность обнаруживать скрытые дефекты.
  2. Получение информации о состоянии оборудования, находящегося в труднодоступных местах.
  3. Проведение мониторинга и получение информацию о дефекте еще на стадии его появления.
  4. Малое время диагностирования.

Метод вибрационной диагностики основан на получении данных о вибрации. Любая вибрация содержит в себе гармоники различной частоты. Анализируя амплитуду этих гармоник, можно получить информацию о состоянии оборудования. Данные о вибрации собираются с помощью специального щупа, с помощью датчиков, закрепленных на оборудовании и т. д. (разные приборы используют разные методы получения данных).

Современные приборы для проведения вибродиагностики используют цифровой метод обработки информации, что дает возможность очень быстро получать результат измерений. Во многих случаях, например, при проведении вибрационного контроля на железнодорожном транспорте, оперативность получения информации является важным условием для своевременного предупреждения ситуаций, которые могут создать угрозу жизни и здоровью человека или материальному имуществу.

Использование современных технологий связи дает возможность создавать системы, позволяющие получать информацию одновременно со значительного количества датчиков, оперативно обрабатывать ее и предоставлять оператору.

Любая машина представляет собой сложную колебательную систему с распределенными параметрами. Но в первом приближении ее можно рассматривать как систему с сосредоточенными параметрами, со свойственными только ей собственными частотами, формой сигнала и характером затухания собственных колебаний. Соответственно, все эти параметры собственных колебаний несут в себе необходимую диагностическую информацию.

Знание собственных частот динамических машин крайне необходимо, так как при совпадении частоты вращения ротора с любой из собственных частот приводит к резонансу (резкому увеличению уровня вибрации), что быстро приводит к поломке оборудования.

При статистическом анализе не производят разделение вибросигнала на составляющие, а анализируют форму плотности распределения вероятности сигнала. При наличии дефектов машины плотность вероятности случайной вибрации начинает отличаться от нормального распределения.

Следует учитывать, что:

  • Внеплановая остановка оборудования нарушает ход технологического процесса, приводя к значительным потерям из-за срыва сроков поставок продукции, большей длительности ремонта ввиду отсутствия подготовленных материальных и трудовых ресурсов.
  • Принудительные замены и частые необоснованные ремонты увеличивают риск появления дефектов в результате ошибок монтажа, нарушений технологии изготовления и снижают ресурс оборудования из-за возобновления процесса приработки.

Возможное решение — это использование стратегии ремонтов по техническому состоянию и технологий неразборного технического диагностирования. Проведение ремонтов по состоянию в настоящее время является актуальной задачей. Появляется возможность реального управления безотказностью механического оборудования на основе информации о фактическом состоянии.

Критерии выбора виброплит

Когда перед вами встает вопрос: какую виброплиту выбрать, прежде всего, необходимо определить, что вы собираетесь делать, какой будет грунт, предполагаемые объемы работ, а также правильно рассчитайте ваши физические и финансовые возможности.

Здесь имеется четкое разграничение:

  • Для обустройства дорожек, ландшафта, укладки плитки и различного вида ковриков, оптимально подобрать виброплиту с рабочей массой 75 кг;
  • Для укладки асфальта, ремонта дорог и в целом утрамбовки грунта глубиной до 25 сантиметров, выбирайте инструмент с рабочей массой от 75 кг;
  • Для работ по обустройству и ремонту дорог, уплотнения траншей и работ с глубиной грунта от 25 сантиметров, необходима виброплита с рабочей массой от 90 кг.

От степени уплотнения грунта будет зависеть вибрационная сила. В данном случае отталкивайтесь от того, как сильно необходимо утрамбовать грунт, однако такие параметры как сила, площадь и масса виброплиты должны сочетаться, а потому, проконсультируйтесь со специалистом или продавцом.

Последнее: свой выбор лучше остановить на моделях от известных производителей, которые дают соответствующие гарантии и уже заслужили свою репутацию многолетней работой.

Как выбирать?

Подбор типоразмера рассматриваемого оборудования производится по следующим критериям:

  1. По площади уплотнения: если она относительно невелика – до десятка квадратных метров, то применение виброноги технологически целесообразно.
  2. По характеру уплотняемого материала – вибронога хороша для заделки и уплотнения битумом трещин, имеющихся в бетоне, трамбовки щебня, грунта, но неприемлема для керамической дорожной плитки и прочих штучных покрытий, которые изготовлены из малопластичных материалов. При этом площадь плиты значения не имеет.
  3. По наибольшей глубине зоны уплотнения. Обычно отскок виброноги во время обратного хода составляет до 600 мм при трамбовке на воздухе, и до 150 мм – на основании.
  4. Тип привода, который может быть бензиновым или дизельным. В последнем случае развивается повышенная мощность, но устройство становится более тяжёлым для перемещения, и издаёт больше шума при эксплуатации. Есть недостатки и у бензинового привода – по соображениям техники безопасности им недопустимо работать в плохо проветриваемых пространствах.
  5. По частоте вибраций (эксцентриситету кулачкового механизма). С ростом вибрации снижается время, необходимое для уплотнения, однако одновременно уменьшается и долговечность механизма, который постоянно работает в условиях значительных знакопеременных нагрузок. Поэтому обычно ищут компромисс между частотой и амплитудой вибраций. Оптимум в большинстве случаев находится в диапазоне частот 300…700 мин-1: в таком случае и производительность процесса достаточно высока (до 3 м2/мин) и условия работы оператора неплохие.

  1. От состава грунта: если уплотняемый материал обладает повышенной влажностью, то его сцепление со смежными поверхностями корпуса и сильфона увеличивается. Как следствие, возрастают нагрузки, а сильфон, изготавливаемый из полиуретана низкого давления, может треснуть. Поэтому виброногу следует использовать на материалах с малой влажностью.
  2. По допустимому усилию уплотнения в конечный момент соприкосновения плиты с материалом. Для бензиновых виброног этот параметр находится в пределах 750…1350 кг.

Применение виброплит

Виброплиты представлены на рынке специального строительного оборудования различными видами и модификациями – https://www.fibrapol.ru/oborudovanie/vibroplity/. Применяются устройства при строительных и ремонтных работах, в частности:

  • ✦ при обустройстве ландшафта;
  • ✦ во время сооружения дорог, фундаментов домов, спортплощадок, дорожек;
  • ✦ при выполнении сельхозработ и пр.

Используют оборудование для уплотнения покрытия из тротуарной плитки, различных насыпей в большинстве своем на участках до 1000 кв. метров. Небольшие размеры, вес и маневренность позволяют успешно использовать технику в труднодоступных местах, применение в которых крупногабаритной техники невозможно.

Подошва. Виброузел.

Вторая составляющая виброплиты это — виброузел и подошва. Тут снова все зависит от планируемых работы, их объема и сложности. В каждом механизме есть принцип баланса мощности, и виброплиты не исключение. Например, если двигатель слаб (5-6 л.с) а вес плиты большой (140-160 кг) то работать такой плитой будет физически тяжело. Она не будет иметь достаточный отскок и вибрационную силу, соответственно не будет передвигаться вперед самостоятельно, ее нужно будет направлять и толкать. На слабых покрытиях такое оборудование будет зарываться, и утопать в грунте. Подобные модели продают по очень соблазнительным ценам, но на деле оказывается, что работать качественно и быстро с такой техникой невозможно.

Выводы

  1. По отношению к техническому состоянию механического оборудования предлагается следующее определение информации – сообщение, полученное на основе анализа данных характеризующих изменение параметров технической системы с использованием решающих правил, используемое для определения необходимости проведения ремонтного воздействия.
  2. Предлагается необходимость каждого воздействия можно определить несколькими диагностическими параметрами, эти же параметры использовать для оценки качества ремонта.

Список использованной литературы:

  1. Генкин М.Д., Соколова А.Г. Виброакустическая диагностика машин и механизмов. – М.: Машиностроение, 1987. – 288 с.
  2. Ширман А.Р., Соловьев А.Д. Практическая вибродиагностика и мониторинг состояния механического оборудования. – Москва, 1996. – 276 с.
  3. Винер Н. Кибернетика, или управление и связь в животном и машине.М.: Советское радио, 1968. – 340с.
  4. Беленький Д.М., Ханукаев М.Г. Теория надежности машин и металлоконструкций. – Ростов н/д: Феникс, 2004. – 608 с.
Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий