Процесс хромирования деталей
Прежде всего, нужно присоединить обрабатываемые детали проводом к трансформатору. Затем берем в руки кисточку, также присоединенную к трансформатору, и заливаем в нее электролит. Наносим на поверхность электролитный слой. Делать это нужно аккуратно и плавно — движениями кверху и книзу. Слой электролита должен быть достаточным, чтобы нанесенное покрытие сохранилось на максимально возможный период времени. Во время работы отслеживаем наличие в кисточке электролита и если нужно, добавляем состав снова.
По окончании нанесения электролита, поверхности промываем под проточной водой. Затем даем деталям просохнуть. Уже сухие поверхности натираем кусочком материи до состояния блеска.
Особенности процесса
Хромироваться могут как детали из пластика, так и металлические поверхности. Работы в домашних условиях должны проводиться в хорошо проветриваемом помещении, поскольку в ходе процесса в воздух неизбежно попадут химические реактивы, способные пагубно повлиять на здоровье. При попадании реагента на кожу, вероятны опасные ожоги. Кроме того, нередки химические отравления организма.
Лучшее место для проведения работ своими руками — гараж или другое помещение технического предназначения.
В качестве меры предосторожности следует использовать респиратор, защитные очки, резиновые перчатки и фартук. Для проведения работ понадобятся следующие приспособления:
Для проведения работ понадобятся следующие приспособления:
- емкость, в качестве которой сгодится обычная стеклянная 3-литровая банка или же пластиковое ведро (выбор конкретной емкости зависит от конфигурации детали, которая будет хромироваться);
- деревянный ящик (его нужно изолировать стеклотканью, а затем утеплить песком);
- нагревательный элемент, так как хромирование проводится при высокой температуре (подойдет обычный ТЭН);
- термометр (шкала должна доходить до 100 градусов по Цельсию);
- фанерный лист;
- зажим;
- кронштейн для фиксации обрабатываемых деталей;
Для проведения хромирование понадобится гальваническое оборудование, которое можно собрать своими руками. Первым делом подбираем кисть с густой щетиной. Далее щетину удаляем, а кисть обматываем проводом из свинца. Затем делаем специальную кисточку с полым корпусом из оргстекла, который в дальнейшем будем наполнять электролитом.
Источником тока будет выступать мощный трансформатор, к которому мы будет присоединять анод и катод. Также, в качестве источника электричества в домашних условиях может быть использован аккумулятор от автомобиля. Однако схема работы в данном случае будет отличаться.
К подготовленной заранее кисти присоединяем диод, а анод присоединяем к кабелю, направленному к понижающей трансформаторной обмотке. Сам катод будет фиксироваться на хромируемой детали. Если источник электропитания — аккумулятор автомобиля, в схеме отсутствует диод — в этом и состоит различие, о котором говорилось выше.
Далее подготавливаем емкость для проведения хромирования и раствор, с помощью которого станем обрабатывать нужные детали. Чтобы приготовить раствор, берем в равных по объему количествах едкий натр, кальцинированную соду и силикатный клей. Все материалы разбавляем в воде и размешиваем. Далее доводим состав до кипения и помещаем в него детали. Задача раствора — обеспечить удаление жира с пластмассовых деталей.
Непосредственно перед началом хромирования своими руками нужно облачиться в защитную одежду. После этого можно приступить к основной работе.
Очистка хромированных деталей
Любого владельца транспортного средства интересует вопрос о том, как почистить хромированную деталь деликатно, чтобы затем не заниматься восстановлением хрома. Для качественного проведения такой процедуры необязательно обращаться к специалистам, выполнить ее можно и своими руками, используя для этого простейшие средства:
- мел, измельченный до состояния порошка;
- нашатырный спирт;
- полироль для хрома;
- салфетки, изготовленные из микрофибры;
- обычную кока-колу.
- Наиболее бюджетный вариант очистки хромового покрытия предполагает применение кашицеобразной смеси измельченного мела, зубного порошка и нашатырного спирта. Очищенная при помощи такой смеси деталь приобретает свой первоначальный блеск. Для сохранения блеска на длительный период обработанную поверхность желательно покрыть слоем бесцветного лака, который надежно защитит ее от мелких механических повреждений.
- Многие автолюбители предпочитают очищать хромовое покрытие при помощи кока-колы, что также является достаточно эффективным способом. Объясняется это тем, что в составе данного напитка содержится ортофосфатная кислота, которая обладает сильными окисляющими и, соответственно, чистящими свойствами.
- Полировка хрома выполняется при помощи специальных паст, которые можно приобрести в любом автомобильном магазине. Такая паста наносится на салфетку из микрофибры, при помощи которой и выполняется обработка.
Структура и состав хромовых покрытий.
Изменяя режим электролиза, можно получить разные типы осадков хрома, различающиеся по своим свойствам и, следовательно, областью применения. Наибольший технико-экономический эффект достигается при применении износостойкого и коррозионно-стойкого хромирования
Важно отметить, что твердость не всегда коррелирует с износостойкостью
Диаграммы на рисунке 2 наглядно демонстрируют области получения твердых и износостойких покрытий при стандартных режимах хромирования в «универсальных» сульфатных электролитах.
Рисунок 2 – Диаграммы условий получения твердых (Т) и износостойких (И) покрытий хромом при стандартных режимах хромирования в «универсальных» сульфатных электролитах: в разбавленном электролите (а) и стандартном электролите (б).
Износостойкость покрытий, полученных из «универсального» стандартного электролита, возрастает при повышении температуры и, пройдя через максимум при 55-65° C, снижается до минимума при 75° C. Для осадков, получаемых из разбавленного электролита, максимум износостойкости смещается в область более высоких температур. Пластичность электролитического хрома также существенно зависит от режима хромирования. Хрупкие осадки хрома (блестящие и матовые) получаются при низких температурах электролита и высоких плотностях тока, более пластичные покрытия – при высоких температурах и низких плотностях тока (молочные осадки).
Осадки электролитического хрома обладают чрезвычайно мелкой кристаллической структурой (рисунок 3).
Рисунок 3 – Микроизображение (слева направо) твердого, тонкого блестящего и молочного безтрещинного хрома, х100.
Наименьшие размеры (0,001-0,01 мкм) имеют кристаллы блестящего хрома. Размеры кристаллов матового и молочного хрома 0,1-10 мкм.
Ниже приведены снимки микрошлифов поперечного среза слоя хрома при 1000-кратном увеличении (рисунок 4).
а б
Рисунок 4 – Микрофотографии поперечных шлифов матового (а) и блестящего хрома (б).
Электролитически осажденный хром содержит кислород, водород и незначительное количество азота. Массовая доля кислорода составляет 0,2-0,5 массовых долей, водорода – 0,03-0,07 массовых долей. Объем газов, включенных в осадок, зависит от температуры и плотности тока: при увеличении температуры и уменьшении плотности тока объем газов в осадке несколько уменьшается.
Известны две основные структурные модификации электролитически осажденного хрома:
• α-Cr с кубической объемно-центрированной кристаллической решеткой и плотностью 7,1 г/см3
• β-Cr с плотноупакованной гексагональной кристаллической решеткой и плотностью 6,08 г/см3.
При высоких плотностях тока и повышенной температуре электролита образуется преимущественно кубическая структура α-Cr, при низких плотностях тока и комнатной температуре – в основном гексагональная структура β-Cr. Эта структура устойчива только при температурах ниже 25° C, а при более высоких температурах она переходит в стабильную модификацию α-Cr.
Осадкам хрома свойственны высокие внутренние напряжения, причина возникновения которых заключается в самопроизвольном переходе нестабильного β-Cr в стабильную модификацию α-Cr, имеющую более высокую плотность, в результате чего в хромовых осадках образуется сетка микротрещин. При повышении температуры электролита внутренние напряжения и число трещин уменьшаются.
Все хромовые покрытия отличаются высокой твердостью, но твердость кубического хрома значительно выше твердости гексагонального. Твердость определяется режимом электролиза, как уже упоминалось выше.
Дефекты хромового покрытия
Нанесение этого слоя осуществляется для придания декоративных качеств, повышения износостойкости и увеличения прочности. В качестве основы разрешено использовать большое разнообразие материалов. В частности, это пластик и металл.
Но и на таком покрове способны образоваться изъяны:
- ржавчина. Подверженность коррозии ярко наблюдается в помещениях с повышенной влажностью (ванные комнаты и санузлы). Влияние перепадов температуры и завышенная кислотность приводят к разрушению плёнки, но на реакцию уйдёт значимый промежуток времени;
- механические повреждения. Чаще встречаются на авто, и выглядят как царапины или сколы. Ещё они появляются на дверных ручках, и садовых украшениях;
- белый налёт. Он образовывается из-за частых моек водой, которая содержит некоторое количество металлов. После испарения влаги на предмете будут оседать и скапливаться эти вещества. Подобное появляется и от большого содержания соли.
- Дефекты хромового покрытия
- Ржавчина на хромовом покрытии
Защитить или отреставрировать хромированную поверхность можно, если следовать установленным правилам. Для ухода за данной поверхностью есть множество химии, а сами предметы плохо реагируют на резкую смену климатических условий.
Процедура восстановления хрома
Это очень утомительная и долгая операция. Например, полировка поцарапанного хрома проходит следующим образом:
- Деталь тщательно вымывается и насухо вытирается. Здесь нельзя допустить попадание воды на обрабатываемую плоскость.
- На подготовленную часть наноситься тонким слоем полироль (участок лучше делать небольшим).
- Всё растирается круговыми движениями.
Не следует удалять вещество сразу полировки, рекомендуется дать ему настоятся на протяжении 10 минут. После все остатки удаляются простой салфеткой.
Таким способом устраняют только незначительные царапинки и слабый налёт. А вопрос, как восстановить сильно повреждённое хромированное покрытие застаёт многих людей врасплох. Просто для габаритных объектов применимы устройства химической металлизации. Они требуют серьёзного обслуживания и их проблематично найти в открытой продаже. Однако эффект после нанесения получается впечатляющим. При этом для работы ненужно иметь малярные навыки, и они не требуют мощного компрессора.
Процедура восстановления хрома
Можно попытаться устранить проблему восстановителем, но итог такого выбора способен огорчить. Да, плоскость сразу станет блестящей, но эффект по времени будет сильно ограниченным.
Профилактика возникновения дефектов
Превентивная защита является лучшей. И главное помнить правило, пыль нельзя вытирать сухой ветошью. Разумеется, эти действия являются привычными, однако, никто не задумывается, что эти манипуляции царапают лакокрасочный покров. И если в пасмурное время суток их будет не видно, то в солнечный день «паутинка» сразу броситься в глаза. В этом случае спасёт только обработка металла соответствующей смесью.
Баллончик белого хрома
Автомобилистам лучше объезжать стороной бесконтактные мойки, которые используют реагенты. Да, от одного посещения ничего не будет, но регулярное воздействие подобной химии сделает элемент очень тусклым. Тогда понадобиться реставрация некоторых хромированных деталей.
Профилактика дефектов на хромовом покрытии
Ну и самое главное – периодическое использование паст, которые помогут сохранить эстетический образ любимой вещи. Но сомнительные товары с неизвестным происхождением лучше обходить стороной. Если совсем нет выбора, то можно воспользоваться проверенной пастой ГОИ.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
.
Очистка хромированных деталей
Самая простая чистка проводится мягкой и влажной тканью или салфеткой. Другая ветошь может стать причиной появления царапин. Если идёт речь про серьёзные загрязнения (налёт и ржавчина), то тут потребуются химические составы. Самые дешевые – керосин и WD. Чтобы качественно почистить хромированные детали автомобиля, их проще снять
Также процесс важно проводить в несолнечном месте, а по его окончанию плоскость промывают водой
Очистка хромированной детали
Альтернативный вариант – покупка дорогостоящих растворов. Продаются они по типу аэрозолей и паст, которые наносятся на заготовку и протираются. Данные компоненты являются универсальными, и подойдут для хромированного покрытия любого типа. На последнем этапе рекомендуется нанести защитную толщу лака, особенно если часть будет установлена на транспортное средство.
Восстановление хромированного покрытия своими руками
Сначала вам предстоит обработать деталь шлифовальными инструментами, удаляя все неровности, зачищая раковины и риски.
Для достижения наилучшего результата начинать работу следует грубыми наждачными насадками, постепенно уменьшая их номер, вплоть до войлочных насадок. Доказательством того, что работа выполнена на отлично будет гладкая и ровная поверхность.
После проделанных процедур следует обезжирить поверхность, для этого вам понадобится бензин или керосин. Смоченной в жидкости щеткой удалите с детали грязь, ржавчину и окалины. Как восстановить хромовое покрытие в фаре?
При сильном загрязнении вам, возможно, понадобится провести обработку в нескольких наполненных керосином или бензином ваннах.
После процедуры тщательно промойте деталь, проследите, чтобы на ней не осталось следов щелочи.
Дополнительная информация:
Конструкция кисти для хромирования крупногабаритных пластиковых деталей Важным элементом установки для хромирования пластмассы является источник тока, в качестве которого может быть использован мощный трансформатор или автомобильный аккумулятор. Схема работы такой установки при использовании разных источников тока будет иметь некоторые отличия.
- емкость, в качестве которой сгодится обычная стеклянная 3-литровая банка или же пластиковое ведро (выбор конкретной емкости зависит от конфигурации детали, которая будет хромироваться);
- деревянный ящик (его нужно изолировать стеклотканью, а затем утеплить песком);
- нагревательный элемент, так как хромирование проводится при высокой температуре (подойдет обычный ТЭН);
- термометр (шкала должна доходить до 100 градусов по Цельсию);
- фанерный лист;
- зажим;
- кронштейн для фиксации обрабатываемых деталей;
- емкость из стекла или пластика, внутренний объем которой подбирается в зависимости от размеров обрабатываемого изделия;
- деревянный ящик, стенки которого надо заизолировать стеклотканью, а затем утеплить песком;
- нагревательный элемент, при помощи которого температура электролита будет доводиться до требуемого значения (в качестве такого элемента можно использовать обычный ТЭН);
- термометр, способный измерять температуру до 100 °
; - лист фанеры;
- зажим;
- кронштейн, на котором будет фиксироваться обрабатываемая деталь.
- В некоторых случаях выполнить хромирование своими руками не представляется возможным, и тогда можно выбрать альтернативный способ придания детали эффектного вида — никелирование.
- Хромирование позволяет отражать свет Солнца, но со временем это свойство обработанной поверхности утрачивается.
Хромированные изделия весьма популярны благодаря своему эстетическому виду. При желании покрыть определенный предмет хромом можно самостоятельно. Чаще всего в этом нуждаются владельца автомобилей, желающие придать своему транспортному средству более привлекательный внешний вид.
Для работы нужно запастись необходимыми материалами, оборудованием и ознакомиться с тем, как проводить хромирование пластика в домашних условиях.
Для того, чтобы сделать пластиковые детали прочными, придать им зеркальный блеск и защитить их от незначительных повреждений используется хромирование пластика. Данный процесс позволяет придать деталям любой цвет и оттенок, а также восстановить утраченный блеск.
Проведение процедуры гальванизации дома
Начало операции обязано начинаться с тщательной подготовки и очистки:
- наждачной бумагой стирается старая ржавчина, верхнюю толщу и заусеницы;
- затем поверхность делается идеально ровной и гладкой при помощи полировки;
- растворителем или другой аналогичной жидкостью удаляются остатки жира и грязи;
- далее идёт промывка в проточной воде.
Гальванизация в домашних условиях
После можно смело наносить хромовое покрытие на заготовку.
Далее понадобиться стеклянная тара достаточного размера, куда добавляется нагретый электролит. Затем к плюсовому проводу подключаются аноды свинца (85%), олова (11%), сурьмы (4%) и всё погружается в ёмкость. К минусовому контакту присоединяется непосредственно предмет. На этом этапе остаётся контролировать правильность напряжения тока (первые 8-10 минут он должен составлять 25-30 А на кв.см, а вторые – не более 20 А).
Таким же подходом можно проводить мелкий ремонт элементов машины. Однако объекты обязаны свободно помещаться в резервуар.
Восстановление хрома: этапы, оборудование и материалы
Выполнить восстановление хрома, ранее нанесенного на поверхность металлического или пластикового изделия, не так просто. Несмотря на высокий уровень развития современных технологий, по-настоящему эффективных методов решения такой задачи не так много. Особенно трудно провести процедуру восстановления хрома в домашних условиях.
Хромированная накладка автомобиля до и после восстановительных работ
Нанесение слоя хрома на изделия различного назначения осуществляется для того, чтобы не только улучшить их декоративные характеристики, но и сформировать на них надежное защитное покрытие. Хромированные детали хорошо защищены от коррозии, кроме того, слой хрома увеличивает их прочность и, соответственно, износостойкость.
Наиболее распространенной технологией, по которой на изделие наносится хромовый слой, является гальванический метод. Данный способ предполагает обработку детали в электролитическом растворе, через который пропускается электрический ток, и позволяет сформировать на ее поверхности защитный слой хрома. Эту же технологию используют для восстановления хрома.
Для восстановления небольших деталей понадобится простейшая установка гальванического хромирования
Восстановление хрома на деталях автомобиля
Действия, связанные с ремонтом средств передвижения, всегда требуют особого подхода. Тут следует учитывать, что использование будет вестись в различных условиях и при перепадах температуры. Поэтому тут нужно выбирать специальную полироль, которая продаётся в любом автомагазине.
Сейчас большим спросом пользуется восстановление хрома на колёсных дисках. Этот процесс ничем не отличается от предыдущих, однако, здесь стоит задача правильно подобрать смесь. Современный рынок переполнен плохой продукцией, и тут помогут несколько рекомендаций:
- избегать покупок дешевых составов, поскольку хорошего результата вряд ли получиться добиться;
- рекомендуется ознакомиться с брендом до похода на рынок, почитав отзывы в интернете;
- упаковка обязана быть плотно запечатана и быть без повреждений;
- товар должен иметь правильный срок годности. Если дата на упаковке отсутствует, то от приобретения необходимо воздержаться;
- желательно чтобы в комплекте шла инструкция о том, как очистить хромированные детали конкретной части автомобиля.
Если не учитывать эти рекомендации, то велика вероятность зря потратить денежные средства, и окончательно всё испортить.
Восстановление хрома при помощи имитирующей пленки
Если у человека нет опыта, то не нужно проводить эксперименты на авто или других дорогостоящих вещах. Разумнее потренироваться на чём-то менее ценном. Это позволит «набить» руку, и посмотреть на результат той или иной марки. Если есть срочность, как продажа транспорта, то проще доверить задачу специалистам. Да, за это придётся выложить определённую денежную сумму, однако, мастера легко проведут восстановление хромированных деталей, и проверят состояние автомобиля в целом. Также у них можно получить некоторую полезную информацию.
Актуально
К сожалению, красивая блестящая хромированная поверхность с течением времени обретает мелкие царапины, которые открывают металл под хромом.
Под воздействием кислорода, происходит реакция окисления, вследствие чего на поверхности возникает ржавчина.Важно! Чтобы предупредить возникновение всяческих повреждений на хромированных поверхностях автомобиля, следует, прежде всего, бережно относиться к уходу за ними:
- При мытье автомобиля с хромированными элементами желательно использовать теплую мыльную воду. Необходимо протереть все хромированные детали мягкой тряпкой или губкой сразу после промывки.
- Бампер, покрытый хромом, лучше протирать тряпкой, смоченной теплой водой для мягкости.
Topdetal.ru Блог Как вернуть глянец хрому?
Есть 12 способов восстановить блеск
Мелкий абразив удаляет легкий налет.— Паста ГОИ разработана для стекла, отлично чистит металл. Имеет 3 размера зерна.— При наличии опыта разводы ржавчины уйдут, а поверхность будет блестеть.Неабразивные химические средства
– моющие растворы:— Спрей «Силит» для удаления налета и ржавчины или аналогичный гель;— Аммиак (нашатырный спирт) содержится в жидкостях для мытья стекол;— Уксус — подойдет пищевой или яблочный;— Лимонная кислота содержится в лимоне, сухая продается в бакалее;— Спирт — этанол, изопропанол, метиловый;— Ортофосфорная кислота (Кока-Кола, Фанта) легко доступна для чистки.— Протираем деталь тряпкой, смоченной в составе.
Через 5 минут промываем водой.Специализированная автомобильная химия для хромаМелкоабразивные пасты и жидкие полироли-очистители предназначены для очистки, полировки и защиты хромированных покрытий.
Выводы по литературному обзору
В производстве ПП создание проводников электрического тока на поверхности и в отверстиях диэлектрического материала осуществляется путем нанесения меди гальваническим способом.
Нанесение медного покрытия возможно в кислых и щелочных электролитах. К кислым электролитам относятся сульфатные и фторборатные электролиты. Их основные достоинства – простота состава и устойчивость в эксплуатации, но они обладают низкой рассеивающей способностью.
К щелочным электролитам относятся цианидные, пирофосфатные и этилендиаминовые электролиты. Основные достоинства: высокая рассеивающая способность, получение мелкокристаллических осадков, возможность непосредственно меднить стальные детали
Для практических целей в гальванике в основном используют сернокислые и пирофосфатные электролиты меднения.
Подготовка поверхности является неотъемлемой и весьма существенной операцией всего технологического процесса нанесения металлических покрытий. Основное требование ‒ прочность сцепления между основой и металлическим покрытием. Подготовка поверхности включает в себя механическую обработку, обезжиривание и травление. Критерием оценки качественной подготовки служит полная смачиваемость металлизируемой поверхности.
Качество и свойства электрохимических покрытий определяется структурой и равномерностью распределения металла по толщине слоя на поверхности покрываемых изделий. Способность электролита изменять первичное распределение тока называют рассеивающей способностью электролита.
Рассеивающая способность электролита (РС) – это способность электролита давать равномерные по толщине покрытия на деталях сложного профиля или способность электролита изменять первичное распределение тока.
Распределение тока и металла по поверхности катода зависит: от размера и формы электродов и ванны, расположения электродов относительно друг друга и стенок ванны; от электрохимических факторов электропроводимости электролита, характера изменения катодной поляризации и выхода по току металла с изменением плотности тока.
Для осуществления быстрого исследования и тестирования работоспособности различных электролитов, применяемых в гальваническом производстве, используется электрохимическая ячейка с угловым катодом – ячейка Хулла.