Электродрель — вспомним конструкцию инструмента
Электрической дрелью называется такой вид инструмента, который предназначен для сверления разных видов материалов, в том числе бетона и железобетона. Только для этого понадобится использовать инструмент с функцией ударного сверления или ударную дрель. Как устроен инструмент, можно узнать, если разобрать его. Коротко о конструкции электродрели советского и зарубежного производства, описано ниже.
Надо отметить, что конструкция современных дрелей отечественного и зарубежного производства отличается от устройства советских инструментов. Только это незначительные отличия, которые заключаются в отсутствии реверса на электродрели, а также ударного сверления. Итак, конструктивно электрическая дрель состоит из двух основных частей — электрической и механической. В основу механической части входят такие конструктивные элементы:
- Редуктор — набор шестерней, за счет которых происходит снижение скорости и увеличение силы момента от вала электродвигателя
- Патрон — исполнительный орган, который предназначен для закрепления рабочих насадок
- Подшипники — опорные механизмы валов и осей, обеспечивающие их вращение
- Ударный механизм — в электрических ударных дрелях это устройство является частью редуктора
Электрическая составляющая любой сетевой электродрели состоит из следующих элементов:
- Двигатель коллекторного типа, состоящий из статора (неподвижная часть), ротора или якоря (подвижной части) и коллектора (медные пластины или ламели, по которым ток подается на обмотку якоря)
- Графитовые или угольные щетки — передаточное устройство, через которое происходит передача тока на обмотку ротора. Щетки являются расходным материалом, и когда они искрят, то это говорит об их износе
- Кнопка пуска — в зависимости от модели электрической дрели, выключатели бывают обычными и со встроенным регулятором оборотов
- Кнопка реверса — на советских дрелях такие устройства отсутствуют. Это механизм смены полярности, посредством которого происходит изменение направления вращения патрона инструмента. Устанавливается отдельно или встраивается в кнопку пуска
- Ферритовое кольцо — это элемент (фильтр), посредством которого происходит сглаживание помех в сети
- Конденсатор — фильтрующий элемент, не допускающий попадание помех в сеть
- Сетевой провод — связующее звено между электрической розеткой и инструментом
Выше на фото представлена конструкция дрели с основными узлами. Рано или поздно возникает необходимость произвести ремонт дрели по причине выхода из строя отдельных ее узлов и механизмов. Для этого требуется изначально произвести осмотр инструмента, выявить причину неисправности, и устранить ее. Более подробно о том, какие виды поломок дрелей бывают, как их выявить и устранить, описано в материале.
Это интересно! На старых советских дрелях отсутствует механизм реверса и электронный регулятор оборотов. Вместо электронного регулятора используется механический, состоящий из шестерней разного диаметра и количества зубьев. Такой способ регулировки является более надежным, так как понижение скорости не влияет на мощность. Однако такой способ регулировки скорости является дорогим, так как требует дополнительного использования пары шестеренок. При износе одной пары шестерней, можно продолжить пользоваться инструментом. Ниже приведены фото, на которых видна конструкция механического регулятора скорости старой советской дрели.
Это интересно: Можно ли подключить варочную панель 7,8 кВт к проводу 3х4
Что делать, если сломался наконечник насадки в патроне
Одно дело, когда в патроне зажимает цельную остатку. Здесь есть возможность ухватиться за наконечник, вытянуть плоскогубцами и применить другие методы воздействия.
Другой вопрос, если насадка ломается и хвостовик остаётся внутри патрона. Здесь уже схватить бур или сверло инструментами не получится. Нужно искать другой выход из сложившейся ситуации.
Стандартно домашние мастера пытаются выковырять остатки бура с помощью шила, отвёртки. Некоторые пробуют достать, используя магнит. Ещё одно распространённое решение —приклеиться к сверлу с помощью суперклея, а потом вытащить. Но на практике все эти методы показывают низкую эффективность. Конечно, можно попробовать. Но если обломок держится плотно, то схватывания суперклея не хватит. Да и мощный магнит не поможет.
Фактически, если бур из перфоратора никак не вытаскивается, есть два решения того, что делать: обратиться в мастерскую, где опытные специалисты ваш патрон разберут по частям, либо установят новый, или же всё же попытаться решить проблему своими силами. Отметим, что первый вариант безопаснее, но требует финансовых затрат.
Если же решили всё взять в свои руки, то тут на выбор предлагается сразу 2 способа решения проблемы. Сделать это можно с помощью сварочного аппарата, либо методом нажима.
При использовании сварочного аппарата отталкивайтесь от следующей инструкции:
- Используя мощные тиски, зажмите перфоратор. Патрон должен быть направлен вверх.
- Снимите уплотнитель, стопорное кольцо, шайбы, гайки. Зависит от конструкции. Либо оттяните вниз сам патрон.
- Когда патрон будет раскрыт максимально, в патрон вставьте изоляционную оболочку. Возьмите достаточно мощный провод, сечение которого будет минимум 7 мм.
- Подключите одну клемму от сварочного устройства к корпусу перфоратора. Второй клеммой следует схватить металлический прут или жало для сварки достаточно длины. Сечение при этом должно быть меньше, чем у изоляции.
- Соедините жало с осколком насадки. С помощью аппарата сделайте короткий разряд невысокой мощности.
- Когда сварка схватится за обломок, достаточно вытянуть его вместе с прутом наружу из патрона.
При наличии сварочного аппарата и тисков на процедуру уходит совсем немного времени.
Но недостатков сразу несколько:
- далеко не у всех дома есть необходимое оборудование;
- после применения сварки внутри патрона могут оставаться спайки;
- сварочные спайки хаотично образуются на патроне и перфораторе.
Опасность спаек в том, что они могут нарушить нормальную работоспособность электроинструмента и в итоге окончательно вывести его из строя. Поэтому есть альтернативное решение: извлечение с нажимом.
Смысл идеи заключается в следующем:
- снимите пыльник с патрона;
- оттяните назад (вниз) патрон;
- включите ударный режим;
- одновременно каким-то подходящим приспособлением нажмите на осколок насадки.
Чтобы минимизировать риски, на небольшом расстоянии напротив патрона установите какой-нибудь щит или панель, способную погасить силу удара. Это не должен быть металлический лист или что-то твёрдое. Иначе осколок срикошетит и может угодить в вас. Либо что-то повредит в помещении. Рисковать не стоит.
В итоге сломанный бур или сверло окажется у вас. Проверьте состояние патрона, чтобы убедиться в его возможности дальнейшего применения.
Устройство и принцип работы перфоратора
Чтобы понять, как исправить перфоратор в случае поломки, необходимо знать его устройство и принцип работы. Данный инструмент может работать сразу в 3-х направлениях:
- просверливать различные отверстия в бетоне и кирпиче, как дрель;
- штробить пазы в мягкой штукатурке, как отбойный молоток;
- вкручивать шурупы, как шуруповерт.
Различные модели перфораторов могут отличаться между собой некоторыми конструктивными особенностями и дополнительными функциями. Однако, несмотря на все отличия, такие изделия имеют одинаковые узлы и системы, позволяющие выполнять перфораторам их главную функцию. К таким узлам относятся (рис. 1):
- электрический двигатель;
- редуктор;
- патрон;
- ударный механизм.
Рисунок 2. Схема устройства пневматического ударного механизма.
Также имеются и дополнительные узлы, упрощающие эксплуатацию перфоратора. К ним относятся: антивибрационная система, механизм фиксации инструмента в определенном положении, устройство переключения различных режимов работы, система ограничения глубины сверления и др.
Одним из основных элементов перфоратора является ударный механизм, который может быть электромагнитного или пневматического типа. В первом случае работой ударного механизма управляют 2 электромагнитные катушки, которые создают возвратно-поступательные движения сердечника, а сердечник передает эти удары на торцевую часть инструмента. Во втором случае работа механизма обеспечивается благодаря движению поршня в цилиндре. Именно этот тип ударного механизма получил наибольшее распространение.
Устройство пневматического ударного механизма показано на рис. 2, где: 1 — качающий подшипник, 2 -поршень, 3 — таран, 4 — ударник, 5 — зубчатая передача. При включении инструмента вращательный момент от электродвигателя передается на качающий подшипник, который, преобразовывая вращательное движение в колебательное, передает его на поршень. За счет перепада давления между тараном и поршнем, первый начинает двигаться, приводя в работу буек. Буек ударяет по рабочему элементу, установленному в патроне. По такому принципу осуществляется преобразование электрической энергии в ударную.
Основные правила эксплуатации перфоратора
Для долгой и безопасной работы перфоратора следует строго соблюдать некоторые рекомендации:
- Ударное приспособление должно плотно держаться в патроне. Перед его закреплением необходимо смазать хвостовик средством, рекомендуемым в инструкции.
- По окончании работы производите очистку оснастки и патрона от различного мусора.
- Периодически вынимайте бур из бетона (через каждые 2 см). При сверлении больших отверстий применяйте буры разного диаметра.
- При выполнении большого объёма работы делайте технологические перерывы, чтобы дать возможность оснастке остыть. Штурм в работе не приветствуется.
- Проводите регулярную профилактическую чистку и смазку инструмента.
- Держать перфоратор необходимо в специальной упаковочной коробке.
Выполнение этих несложных операций поможет избежать преждевременного износа вашего помощника. Помните, что предотвратить поломку легче, нежели потом её исправить.
Originally posted 2018-03-28 15:06:35.
Особенности ремонта бочкового перфоратора
Ремонт бочкового перфоратора имеет те же принципы, что и простой. Основное отличие в конструкции и количестве элементов.
Замена щёток
Снимите нижнюю крышку корпуса и увидите заглушки, которые надо открутить.
Щётки имеют пружинки, поэтому после извлечения заглушек пружинки приподнимутся над корпусом, и вы легко сможете вытащить щётки.
Замена щёток у бочкового перфоратора
Ударный механизм и ремонт редуктора
Основное отличие бочкового перфоратора от простого в конструкции редуктора. Некоторые модели имеют ударный механизм с пьяным подшипником.
Бочковой перфоратор с пьяным подшипником
Бочковой перфоратор с пьяным подшипником
Но у большинства перфораторов кривошипно-шатунный ударный механизм.
Бочковой перфоратор с кривошипно-шатунным ударным механизмом
Кривошипно-шатунный ударный механизм у бочкового перфоратора
Все шестерни и подшипники необходимо проверять и смазывать. Изношенные менять. Чтобы разобрать такую конструкцию, нужно раскрутить болты на корпусе. Ствол выбивается из корпуса резиновым молотком. Подшипники снимаются съёмником.
После снятия ствола нужно извлечь растровую втулку с бойком. Для этого необязательно разбирать весь корпус.
- Деревянной колотушкой постучите по рёбрам металлического корпуса редуктора.
- Сначала выйдет боёк, потом втулка.
Из-за неисправного бойка перфоратор перестаёт бить.
Возможные неисправности
Далее перечисляются основные признаки, указывающие на сбои в работе узлов перфоратора и способы их устранения своими руками.
Не долбит — причины
Если перфоратор переключили на ударный режим, но он не бьет, но мастер видит, что насадка в патроне вращается, значит либо сломался узел плавающего подшипника, либо раскололся ударник, либо неисправен поршневой узел.
Скорее всего, одну из деталей придется заменить.
Видео, которое поможет при ситуации когда перестал долбить инструмент:
Не крутится и не сверлит
Нарушение вращения ведущего вала происходит или из-за поломки в редукторе, или если что-то сбилось в самом двигателе. Это можно определить на слух.
Когда мотор работает и слышно его гудение, значит именно редуктор не передает вращение на патрон. Если же запустив инструмент, мотор не гудит – нарушено электропитание. Возможно, где-то оборвана цепь или перемкнуло витки на катушках.
Что делать, если не крутит под нагрузкой:
Бур не держится в патроне и вылетает
В этом случае, неисправность следует искать в механизме цангового зажима патрона – его разбирают и проверяют на месте ли шарики-подшипники, не разомкнулось или не ослабло ли стопорное кольцо или пружина-фиксатор.
Искрят щетки
Когда щетки заискрили, первое, что рекомендуется сделать – прочистить инструмент от пыли. Если же эффект искр не прекращается – прибор разбирают и проверяют целостность самих щеток. При необходимости одну или обе щетки заменяют, чтобы избежать замыкания.
Инструмент сильно греется
Такое происходит при интенсивной эксплуатации инструмента. Рекомендуется делать перерывы в работе и обесточивать перфоратор, после чего давать двигателю поработать на холостом ходу.
Если «щадящий» режим эксплуатации не помогает, инструмент разбирается и с помощью мультиметра диагностируются возможные неполадки в двигателе.
Не держит патрон
Если растровая втулка перестает удерживать патрон во время работы перфоратора, причина, скорее всего в стопорном кольце. Оно может разомкнуться или прийти в негодность из-за интенсивной нагрузки – его замена проводится с помощью плоскогубцев и отвертки.
Как вытащить сверло из стены?
» Шуруповерт » Застряло сверло в стене как вытащить
Наверное, Вы в своей жизни уже пробовали сверлить стену. Они бывают разные: железобетонные, кирпичные, деревянные, из гипрока и другие.
Не очень часто, но в практике все же встречаются случаи, когда, например, Вы сверлите железобетонную стену перфоратором или ударной дрелью и в какой-то момент понимаете, что сверло застряло в стене.
Вы нажимаете на спусковой крючок перфоратора, он гудит, но вращения нет — на этом сверление прекращается.
Что делать, если сверло застряло в стене
Наверняка каждому мужчине приходилось в своей жизни сверлить стену. Ни один ремонт не обойдется без этого, да и не только ремонт. Даже для того, чтобы повесть обычный крючок для полотенец может потребоваться взяться за дрель.
Ведь далеко не в каждую стену возможно вбить обычный гвоздь. Стены все разные: какие-то легко поддаются, а некоторые заставляют помучаться.
И порой случается досадная ситуация – когда сверло застревает в стене намертво.
При нажатии на кнопку, дрель (или перфоратор) нещадно ревет и гудит, но ничего не происходит.
Несмотря на все усилия, железка остается в неподвижном состоянии и никакого вращения не наблюдается.
Что же делать в такой ситуации, если оно застряло?
Наиболее распространенная причина застревания — это попадание сверла между арматурой и камушком в стене. Довольно распространенное явление при глубоком погружении в стену.
Первым делом необходимо тут же прекратить попытки высвободить сверло с помощью перфоратора или руками. Иначе есть большая доля вероятности поломки сверла, вот тогда его вытащить будет уже куда намного сложнее. Да и перфоратор может выйти из строя и сгореть, что обернется непредвиденными тратами на новый инструмент.
Для начала требуется аккуратно отсоединить сверло от инструмента, стараясь его не повредить. После чего нужно взять другое сверло диаметром поменьше и установить на инструмент. Затем не спеша и аккуратно высверливать пространство вокруг застрявшего пленника.
Спешка тут совершенно ни к чему, важна осторожность и точные движения
Важно стараться не задевать застрявшее сверло, иначе сломается и второе
Когда вокруг будет освобождено достаточно пространства, можно будет без труда руками вытащить застрявшую деталь.
Как вытащить сломанное сверло из бетонной стены, не нанеся урона
А как же быть в случае, если сверло всё-таки сломалось? Задачка не из простых, и лучше такой ситуации просто не допускать. Но если уж беда постигла, деваться некуда.
Многие мастера советуют решать подобную проблему при помощи сверла большего диаметра, пытаясь высверлить обломок из бетона. Задачка сложная, но при должном упорстве выполнимая.
Как вытащить обломок, который глубоко застрял в стене
Для этого его необходимо как-то расшатать. Вокруг можно высверлить бетон и попытаться зацепить его край плоскогубцами. После чего стараться максимально расшевелить его, но оно может сидеть очень крепко.
Тут может помочь одна народная хитрость, основанная на знании химии. И поможет в решении этой непростой задачи, так называемая царская водка.
Потребуется:
- соляная кислота;
- азотная кислота;
- пипетка.
Готовится это жидкость так — 3 части соляной кислоты к одной части азотной кислоты.
При помощи пипетки требуется залить в отверстие немного этой смеси. После чего потребуется какое-то время подождать. Эта смесь кислот растворяет любой металл. Ждать полного растворения, конечно, долго, да и не нужно. Достаточно подождать, когда обломок немного похудеет. После чего его вытащить не составит никакого труда.
При помощи смекалки и богатой фантазии можно справиться с любой нестандартной ситуации и найти решение любой проблемы. Но лучше всего стараться предотвратить возникающие трудности. Для этого нужно лишь соблюдать правильную технологию во время сверления.
Как достать сверло из перфоратора?
В наше время при строительных роботах без перфоратора уже не обойтись. С помощью его можно просверлить любое отверстие, а также демонтировать стену или перекрытие. Часто случается ситуация когда сверло застряло в патроне и вытащить его очень сложно или вообще невозможно. Как же самому вытащить сверло? Чтобы это понять нужно, знать причины появления такой насущной проблемы.
- Как разобрать перфоратор
- Устройство патрона перфоратора
Бывает две разновидности возникновения этой проблемы:
- Либо заклинило сверло в патроне или переходном патроне дрели для эксплуатации простого сверла в перфораторе;
- застряло сверло в перфораторном патроне.
Первая версия событий случается в то время когда нужно воспользоваться перфоратором как обыкновенной дрелью.
Алгоритм разборки перфоратора
Для устранения механических и электрических неисправностей (за исключением поломки электрической вилки) без разборки корпуса агрегата не обойтись. Наибольшей популярностью среди мастеров, как домашних, так и профессиональных, пользуются марки перфораторов Bosch, Makita, Интерскол, Энергомаш. Конструкция агрегатов разных производителей примерно одинакова, поэтому и способы разборки аппаратов будут похожими. Но не следует разбирать аппарат полностью, поскольку собрать его обратно будет сложно. На фото ниже показано, как выглядит полностью разобранный перфоратор.
Демонтаж патрона
Разборку агрегата для поиска неисправностей следует проводить аккуратно, с осмотром каждой снятой детали. Чтобы сборка не вызывала затруднений, процесс разборки лучше фотографировать. Если вы не обнаружили внешних дефектов на аппарате, то его разборку рекомендуется начать с патрона.
Вначале снимите пыльник (1), сделанный из резины.
Аккуратно, чтобы не потерять, с помощью отвертки снимите стопорное кольцо (2) и после этого – пыльник из пластика (3).
На следующем этапе важно не потерять небольшой шарик, который находится под шайбой (4). Снимите шайбу (4), пластину (5) и пружину (6), а также шарик (7)
Именно при износе данных деталей бур выпадает из патрона. В некоторых моделях патронов возможно наличие дополнительных шариков и шайб.
Разбираем корпус
Если требуется разборка корпуса агрегата, то сначала нужно снять переключатель режимов работы.
- Поставьте переключатель в позицию “Удар”. Обычно в этом месте на корпусе нарисован молоток. В случае, когда данного режима нет, поставьте переключатель в позицию “Удар + сверление”.
- Далее, следует нажать на кнопочку, расположенную на ручке переключателя, и провернуть его немного ниже значка с изображением молотка до характерного щелчка.
- После этого необходимо поддеть переключатель отверткой и, потянув его на себя, снять. В некоторых моделях агрегатов данный переключатель может быть прикручен шурупами к корпусу.
Разборка электрической части перфоратора
Чтобы добраться до электрической части аппарата, если возникли подозрения, что именно здесь может быть поломка, необходимо выполнить следующие действия.
- Открутите шурупы, удерживающие заднюю крышку, и снимите ее.
- Выкрутите крепеж, удерживающий сетевой кабель.
- Далее, следует вытащить из креплений провода и снять кнопку пуска.
- Снимите все прикрепленные к статору провода.
- Извлеките щетки, открутив крепежные болты.
- Разделите корпуса электрической и механической части аппарата, открутив соответствующие болты. Для разделения используйте “плоскую” отвертку.
- Извлеките ротор из редуктора. Если нужно заменить подшипники, воспользуйтесь специальным съемником.
- Снимите воздухозаборник, находящийся в корпусе электрической части перфоратора.
- Отсоедините от корпуса статор. Для того, чтобы он легче вышел из кожуха, рекомендуется тянуть статор с легким постукиванием по корпусу деревянным предметом.
Принцип разборки перфоратора
Ремонт любого устройства начинается с аккуратной и внимательной разборки агрегата. Если конструкция прибора изучена плохо, лучше каждый этап разборки фотографировать, чтобы в дальнейшем было легче провести процесс обратной сборки элемента.
Устранение почти любой неисправности перфоратора подразумевает его частичную или полную разборку. Исключение составляет только повреждение электрической вилки агрегата. В связи с тем, что почти все модели перфораторов конструктивно устроены одинаково, процесс разборки их производится по аналогичной схеме.
Ремонт патрона перфоратора своими руками начинается после его снятия с самого агрегата. Разбирается патрон при помощи плоской отвёртки после удаления рабочего приспособления. Когда сверло, долото или бур застряли в патроне, достать их порой бывает непросто. Если приспособление заклинило, то нужно добавить несколько капель смазки внутрь и резиновым молотком аккуратно обстучать патрон. После нескольких минут паузы повторная попытка извлечь инструмент окажется удачной. Далее следует разобрать патрон:
- Необходимо потянуть пластиковую юбку вниз.
- При помощи отвёртки подцепить и снять защитный пыльник из резины.
- Аккуратно разжать и вынуть стопорное кольцо, расположенное за пыльником.
- Затем извлечь пластиковый пыльник, стопорные пластины, пружину и шарики.
- Все снятые детали нужно зачистить от мусора и старой смазки.
В процессе демонтажа нужно внимательно осмотреть все составные части патрона, чтобы выявить неисправные детали. Вопрос о том, как поменять патрон на перфораторе, легко решается, если у вас есть в наличии запасная, полностью исправная деталь устройства. Замена её проводится при полной сборке прибора после устранения повреждения.
Далее следует произвести разборку корпуса перфоратора. В первую очередь необходимо снять переключатель режимов работы агрегата. Для этого:
- Устанавливаем на переключателе режим отбойного молотка.
- Затем поворачиваем рычажок немного ниже, при этом одновременно нажимаем на кнопочку до характерного щелчка.
- Подтягиваем переключатель на себя, поддев его отвёрткой, снимаем с корпуса. В некоторых моделях это устройство может крепиться шурупами.
Измерение емкости через напряжение
Проверка работоспособности детали может производиться и при помощи вольтметра. Значение на мониторе сравнивается с номиналом, и из этого делается вывод об исправности устройства. Для проверки нужен источник питания с меньшим напряжением, чем у конденсатора.
Соблюдая полярность, нужно подключить щупы к выводам на несколько секунд для зарядки. Затем мультиметр переводится в режим вольтметра и проверяется работоспособность. На дисплее тестера должно появиться значение, схожее с номинальным. В ином случае прибор сломан.
Важно! Напряжение проверяется в самом начале измерения. Это связано с тем, что при подключении конденсатор начинает терять заряд
Диагностика перфоратора
Возьмите мультиметр, поставьте его в режим прозвонки и начните проверку с сетевого шнура.
- Соедините один щуп с концом вилки, другой с контактами на другом конце провода. При соединении с одним из контактов должен быть звуковой сигнал. Проделайте аналогичные действия с другим концом вилки.
- Проверьте кнопку включения на контактах с сетевым шнуром и со статором. Нажимайте курок кнопки.
- Проверьте контакты реверса.
- Соедините щупы со щётками для проверки контакта через якорь.
- Соедините щупы с проводами статора и прозвоните их.
- Если у статора или щёток контакты не прозваниваются, а кнопки и сетевой шнур рабочие, переходите к диагностике коллектора и обмоток двигателя.
Диагностика проводов и кнопок перфоратора мультиметром
https://youtube.com/watch?v=u3qayqobvnc
У якоря сначала осмотрите коллектор и обмотку. Если проводка оплавилась, подгоревший изоляционный лак оставит чёрные следы или специфический запах. Можно увидеть погнутые и смятые витки либо токопроводящие частицы, например, остатки припоя. Эти частицы являются причиной короткого замыкания между витками. Повреждения коллектора: приподнятые, изношенные или пригоревшие пластины.
Проведите диагностику мультиметром:
- поставьте сопротивление 200 Ом. Соедините щупы прибора с двумя соседними пластинами коллектора. Если сопротивление одинаковое между всеми соседними пластинами, значит, обмотка исправна. Если сопротивление менее 1 Ом и очень близко к нулю, есть короткое замыкание между витками. Если сопротивление выше среднего в два и более раз, значит, есть обрыв витков обмотки. Иногда при обрыве сопротивление настолько велико, что прибор зашкаливает. На аналоговом мультиметре стрелка уйдёт до конца вправо. А на цифровом ничего не покажет;
Проверка целостности обмотки якоря
- определение пробоя на массу. Поставьте на шкале прибора максимальное сопротивление. В зависимости от тестера оно может быть от 2 МОм до 200 МОм. Один щуп соедините с валом, а другой с каждой пластиной по очереди. При отсутствии неисправностей сопротивление должно быть нулевое;
- то же проделайте с ротором. Один щуп соедините с железным корпусом ротора, а другой перемещайте по пластинам.
Определения замыкания обмотки с корпусом ротора
Якорь можно спасти, если не нарушена балансировка. Если во время работы прибора слышен прерывистый гул и идёт сильная вибрация, то это нарушение балансировки. Такой якорь подлежит замене. А отремонтировать можно обмотку и коллектор. Небольшие короткие замыкания устраняются. Если повреждена значительная часть обмотки, её можно перемотать. Изношенные и сильно повреждённые ламели проточить, нарастить или впаять. К тому же не стоит браться за ремонт якоря, если вы неуверены в своих возможностях. Лучше его заменить или отнести на ремонт в мастерскую.
Проверка работоспособности статора мультиметром:
- поставьте режим сопротивления 200 Ом. Соедините щупы прибора с концами одной обмотки. Единица означает обрыв, а ноль — короткое замыкание между витками. Если показывает наличие сопротивления более 1,5 Ом, то проверяйте вторую обмотку. У обеих обмоток должно быть приблизительно одинаковое сопротивление;
- проверьте отсутствие пробоя на массу, то есть замыкание обмотки с металлическим корпусом статора. В мультиметре поставьте режим максимального сопротивления. Соедините один щуп с концом обмотки, другой щуп с металлическим корпусом статора. Единица говорит об отсутствии пробоя.
Механические неисправности перфоратора Bosch
При появлении механических неисправностей в работе инструмента появляется посторонний неприятный звук, усиливается искрение в районе коллектора, появляется запах гари, инструмент излишне греется, его мощность падает в зависимости от длительности работы и воздействия на материал.
Все неисправности рассмотрим на схеме перфоратора Bosch 2-26. Остальные модели, такие как Bosch 2-20, 2-24, отличаются конструкцией промежуточного вала, установкой различных пьяных подшипников.
Перфоратор перестает долбить, но сверлит
Перфоратор не долбит под нагрузкой или в холостом режиме по следующим причинам:
- износились резиновые кольца ударника, бойка, поршня;
- развалилась обойма подшипника качения;
- разрушился цилиндр, боек ствола ударного механизма;
- срезало шлицы муфты сцепления, установленной на промежуточном валу;
Перфоратор перестал сверлить, но долбит
Основные причины, при которых перфоратор долбит, но не сверлит, это:
- ослабела сила конической пружины, прижимающая муфту сцепления;
- стопорный ролик не фиксирует большую шестерню вала ствола;
- не держит механизм фиксации инструмента в стволе;
- Перфоратор не долбит и не сверлит.
Основными причинами, при которых перфоратор не долбит и не сверлит, являются:
- срезанные зубья на малой шестерне ротора или на большой шестерне промежуточного вала;
- не работает электродвигатель перфоратора;
- нет питания на электродвигатель перфоратора.
Теперь обо всем по порядку
Рассмотрим варианты, при которых перфоратор не долбит, но сверлит
Износ резиновых колец на ударнике, бойке, поршне.
Данная причина появляется постепенного, по мере износа резиновых колец. Сначала удар ослабевает, затем пропадает вообще.
Неисправность устраняется путем замены указанных резиновых колечек на новые.
При любом ремонте перфораторов, его узлов, замене подлежат все резинотехнические изделия.
Ремкомплект резиновых уплотнительных колец к перфоратору Bosch 2-26
Развалилась обойма подшипника качения (пьяный подшипник)
При разрушении пьяного подшипника поз.830 вращательное движение промежуточного вала не может преобразовываться в поступательное движение цилиндра в ударном механизме.
Устраняется путем полной замены подшипника качения.
Подшипник качения
Разрушились цилиндр, ударник, боек ствола ударно механизма
Бывают случаи, когда закусывается ударник в цилиндре поз.26, что приводит к разрушению цилиндра и невозможности создания давления воздуха в стволе ударного механизма. И вторая причина: разрушение или поломка бойка поз.28, приводящая к искривлению детали и невозможности передачи ударного импульса. Поломки устраняются полной заменой вышедших из строя деталей.
Боек заклинило в поршне, разрушение поршня
Срезало шлицы муфты сцепления поз.67, установленной на промежуточном валу
Неисправность устраняется ремонтом муфты сцепления либо ее полной замены. При производстве ремонта на муфте сцепления запиливаются сработанные зубья. Для исправления этого дефекта используется круглый надфиль и бормашина. Муфту зажимают в руке, а бормашиной с соответствующим надфилем выправляют профили зубьев. Аналогично дорабатывают шлицы и на промежуточном валу.
Восстановление зубьев муфты сцепления промежуточного вала
Рассмотрим варианты, при которых перфоратор сверлит, но не долбит
Ослабла сила конической пружины, прижимающей муфту сцепления
Когда сила давления пружины поз.50 уменьшается, муфта сцепления проскальзывает на промежуточном валу, не передавая вращение от малой прямозубой шестерни на большую шестерню поз.22 вала ствола поз.821 ударного механизма. Кстати, на разных моделях Bosch муфты сцепления устроены по разному.
Детали узла передачи момента вращения и поступательного импульса
Стопорный ролик не фиксирует большую шестерню вала ствола
Большая шестерня поз.22 крепится на валу ствола поз.01 роликом поз.88, прижимается к буртику вала конической пружиной поз.80 и фиксируется стопорным кольцом поз.85.
Причиной может быть ослабление усилия конической пружины поз.80, разрушение стопорного кольца поз.85, выпадение фиксирующего ролика поз.88.