Классификация контейнеров

Виды контейнеров

Прежде, чем купить контейнер, необходимо определить его назначение. Все виды контейнеров стандартизированы по габаритам, массе брутто, присоединительным размерам, по конструкции присоединительных устройств к автотранспорту и к захватывающим механизмам погрузочно-разгрузочных устройств.

Важнейшими эксплуатационными характеристиками контейнеров являются их внутренние размеры – ширина дверного проема, высота и внутренний объем, и масса перевозимого груза, которая совместно с тарой контейнера составляет его массу брутто.

На сегодняшний день существует много различных аббревиатур и сокращений, обозначающих определенный вид контейнеров. Перечислим только некоторые из них:

  • GP (General Purpose), DV (Dry Van) и DC (Dry Cube) — это различные обозначения стандартных универсальных контейнеров, их еще называют сухогрузными контейнерами.
  • HC (High Cube) — это высокий контейнер либо контейнер увеличенного объема.
  • PW (Pallet Wide) — тоже универсальный контейнер, но имеющий большую ширину, нежели стандартный, так называемую палетную ширину. Габаритная ширина этого контейнера – 2500 мм, по ширине внутри такого контейнера помещаются две европалеты.
  • OT (Open Top) — специализированный контейнер, имеющий съемную крышу из брезентового тента и верхнюю торцевую балку над дверями.
  • HT (Hard Top) — такой же контейнер, как ОТ, только со съемной металлической крышей.
  • UP (Upgraded) — этот контейнер обладает повышенной прочностью и увеличенной грузоподъемностью.
  • PL (Platform) и FR (Flat Rack) — контейнер-платформа.
  • Tank containers – контейнер-цистерна.
  • SB (Swap Bodies) – автомобильный контейнер.

Классификация контейнеров

Существует множество разных типов контейнеров. Как правило, контейнеры классифицируются по назначению, конструкции, величине массы нетто и брутто, сфере обращения.

По назначению контейнеры могут быть универсальными, предназначенными для перевозки тарно-штучных грузов, а также специализированными, предназначенными для перевозки сыпучих, жидких, газообразных, рефрижераторных и прочих грузов.

Перечислим основные типы специализированных контейнеров

  • Контейнер-цистерна – это специализированный контейнер, который состоит из каркаса и цистерны, укомплектованный арматурой и прочими устройствами, предназначенными для выгрузки груза, как под давлением, так и под действием силы тяжести, и предназначенный для перевозки жидких или сыпучих грузов, и сжиженных газов.
  • Контейнер-платформа – это грузовой контейнер, который имеет только основание с полом, снабженное нижними и верхними угловыми фитингами.
  • Изотермический контейнер – это специализированный контейнер, пол, стенки, крыша и двери которого изготовлены из теплоизоляционного материала, который ограничивает теплообмен между окружающей средой и внутренним объемом контейнера.
  • Рефрижераторный контейнер – это изотермический контейнер с холодильным оборудованием.

По конструкции контейнеры могут быть крытыми и открытыми, водонепроницаемыми и негерметизированными, металлическими и изготовленными из полимерных материалов, имеющие металлический каркас.

По массе различают малотоннажные, среднетоннажные и крупнотоннажные контейнеры.

  • Малотоннажный контейнер – это грузовой контейнер, масса брутто которого составляет менее 3тонн.
  • Среднетоннажный контейнер – это грузовой контейнер с максимальной массой брутто от 3 до 10т.
  • Крупнотоннажный контейнер – это грузовой контейнер с максимальной массой брутто более 10т.

Различают 20 и 40 футовые контейнеры, отличающиеся между собой только габаритными размерами и грузоподъемностью.

20 футовые контейнеры

Стандартный контейнер

  • Длина, м. – 6,06
  • Ширина, м. – 2,44
  • Высота, м. – 2,59
  • Объем, м.куб – 33,3
  • Вес груза, кг. – 21700

Контейнер-рефрижератор

  • Длина, м – 6,06
  • Ширина, м – 2,44
  • Высота, м – 2,6
  • Объем, м.куб – 26,5
  • Вес груза, кг – 24000

Изолированный контейнер 

  • Длина, м – 6,06
  • Ширина, м – 2,44
  • Высота, м – 2,44
  • Объем, м.куб – 26,3
  • Вес груза, кг – 17760

Контейнер Open Top

  • Длина, м – 6,06
  • Ширина, м – 2,44
  • Высота, м – 2,59
  • Объем, м.куб – 332,6
  • Вес груза, кг – 21500

Контейнер-цистерна

  • Длина, м – 6,06
  • Ширина, м – 2,44
  • Высота, м – 2,6
  • Объем, м.куб – 24
  • Вес груза, кг – 21000

Контейнер-платформа Flat Rac k

  • Длина, м – 6,06
  • Ширина, м – 2,44
  • Высота, м – 2,59
  • Объем, м.куб – 27,9
  • Вес груза, кг – 20000

40 футовые контейнеры

Стандартный контейнер

  • Длина, м – 12,19
  • Ширина, м – 2,44
  • Высота, м – 2,59
  • Объем, м.куб – 67,2
  • Вес груза, кг – 26580

Высокий контейнер High Cube

  • Длина, м – 12,19
  • Ширина, м – 2,44
  • Высота, м – 2,90
  • Объем, м.куб – 76,0
  • Вес груза, кг – 26330

Контейнер-рефрижератор

  • Длина, м – 12,19
  • Ширина, м – 2,44
  • Высота, м – 2,6
  • Объем, м.куб – 60
  • Вес груза, кг – 26110

Высокий контейнер-рефрижератор High Cube

  • Длина, м – 12,19
  • Ширина, м – 2,44
  • Высота, м – 2,90
  • Объем, м.куб – 66
  • Вес груза, кг – 26280

Контейнер Open Top

  • Длина, м – 12,19
  • Ширина, м – 2,44
  • Высота, м – 2,59
  • Объем, м.куб – 66,7
  • Вес груза, кг – 31570

Контейнер-платформа Flat Rack

  • Длина, м – 12,19
  • Ширина, м – 2,44
  • Высота, м – 2,59
  • Объем, м.куб – 54,8
  • Вес груза, кг – 39470

Особенности конструкции

Контейнеровоз-полуприцеп представляет собой модуль открытого типа, без бортов. Конструкция прицепа состоит из рамы, седельно-сцепного устройства (дышла) и колесных осей.

Рама — основной несущий элемент конструкции. Она состоит из металлических лонжеронов квадратного сечения, соединенных перемычками. По краям рамы установлены опоры с фитингами. Они представляют собой устройство в форме тавра, которое служит для закрепления груза на борту полуприцепа. Принцип его действия прост: после установки контейнера на прицеп контейнеровоз фитинги продеваются в специальные отверстия в углах контейнера и поворачиваются на 90°. После этого они закручиваются гайками и зажимаются контргайками. Резьба фитинга имеет прямоугольное сечение, что препятствует самопроизвольному раскручиванию гайки и потере груза в пути.

Рама контейнеровоза может быть раздвижной или монолитной. Раздвижной тип позволяет увеличить количество перевозимых контейнеров за один рейс, а также удобен в транспортировке нестандартных контейнеров и грузов.

В зависимости от количества осей полуприцепы бывают двух-, трехосные и четырехосные. Оси могут быть одно и двухскатными. Это влияет на грузоподъемность полуприцепа. На полуприцепах передняя ось оснащается гидроприводом подъема. То есть, при холостом пробеге, передняя ось может подниматься, что увеличивает срок эксплуатации шин и уменьшает расход топлива.

Кроме того, пол в задней части фуры изготовлен из листового металлопроката. Это необходимо для заезда вилочного погрузчика в контейнер непосредственно с рампы и разгрузки его без снятия с прицепа.

Контейнеровозы, по заказу, могут комплектоваться мультилифтом. Это – платформа с гидравлическим приводом, установленная в задней части прицепа. Мультилифт необходим для подъема погрузчика к контейнеру, если поблизости нет разгрузочной рампы.

Для лучшей устойчивости полуприцепа на дороге с нижней стороны, в центре рамы контейнеровоза крепится запасное колесо. Седло «запаски» оснащается подъемной лебедкой для удобства его замены.

Классификация контейнеров по габаритам

  • Двадцатифутовый стандартный. Этот контейнер предназначен для перевозки любых грузов, кроме скоропортящихся товаров. Он полостью закрыт и имеет двери для удобной погрузки и хранения. Внешняя длина – 20 футов.
  • Сорокафутовый стандартный. Отличается от предыдущего варианта габаритами – 40 футов внешняя длина. Предназначен для любых типов грузов.
  • Хай кьюб – сорокафутовый, увеличенной ёмкости. Контейнер, предназначенный для широкого перечня грузов, плотно закрывающийся, не пропускающий пыль, имеющий прочные, жёсткие стены и крышу.
  • Опен-топ — двадцатифутовый открытый контейнер. Стандартный контейнер с открытым верхом, длиной в 20 футов. Такой контейнер можно покрыть съёмной крышей из брезента или тентовой ткани.
  • Опен-топ – сорокафутовый открытый контейнер. Такой же контейнер, как и предыдущий, но имеющих длину в 40 футов. Несущие стены позволяют соорудить над контейнером временную крышу из тента, пластика или металла.
  • Флэтрэк – двадцатифутовый контейнер платформенного типа. Платформа с передней и задней стенками, внешняя длина не более 20 футов, а на поверхности платформы имеются фитинги для закрепления перевозимых грузов.
  • Флэтрэк – сорокафутовый контейнер платформенного типа. Подобный предыдущему контейнер, отличающийся поверхностной длиной в 40 футов.
  • Двадцатифутовый контейнер рефрижераторного типа. Холодильник, с герметично изолированными стенами, встроенной системой машинного поддержания заданной постоянной температуры, состоящей из компрессора, абсорбера и т.п. Внешняя длина – 20 футов.
  • Сорокафутовый контейнер рефрижераторного типа. Холодильный контейнер внешней длиной в 40 футов.
  • Двадцатифутовый герметичный. Изотермический контейнер, который не содержит машинной охладительной системы, но сохраняет постоянную температуру воздуха внутри хранилища.
  • Двадцатифутовый вентилируемый. За основу данного контейнера взят стандартный двадцатифутовый, оснащённый вентиляцией. Прогон воздуха может осуществляться как естественным, так и принудительным путем. Контейнер приспособлен для транспортировки грузов в особых условиях, с доступом кислорода, отсутствием конденсата, полной герметичностью.
  • Двадцатифутовый контейнер для перевозки грузов насыпью. Крепкий контейнер, с плотно прилегающими друг к другу стенками, имеющий пол и потолок, а также не менее одной двери в торцевой части. Используется для перемещения сыпучих грузов без необходимости расфасовки.
  • Контейнер-танк. Используется для перевозки жидких и газообразных грузов без необходимости перелива в транзитном пункте. Герметичность цистерны позволяет безопасно транспортировать химические вещества и газ.

Контейнеры для перевозок по ж/д

Каждый контейнер оборудован фитингами для крепления груза в контейнере и для крепления контейнера на транспорт, осуществляющий перевозку. Для перемещения контейнеров применяют вагоны, полувагоны, платформы.

Контейнеры для морских перевозок

Так, наиболее распространенным является DC – сухой контейнер.Универсальный контейнер подходит для перевозок на любых видах транспорта.

В морских перевозках также используют контейнеры типа Хай Кьюб, стандартные сорока- или 20-ти футовые.

Рассмотрев все типы контейнеров, классификация которых определена международными стандартами, мы можем ориентироваться в разнообразных возможностях перевозок грузов, подбирать правильный контейнер для собственного груза, чтобы довести продукцию в целости, сохранности и безопасности.

Универсальный контейнер особого назначения

К контейнерам особого назначения относятся универсальные контейнеры, имеющие конструктивные особенности, для облегчения укладки груза, либо для других особых целей, например вентиляции. Существуют следующие типы контейнеров особого назначения:

Открытая платформа-контейнер удобен для погрузки и транспортировки тяжелой техники. Выполнен такой контейнер в виде грузовой платформы, не имеющей верхней рамы, но той же длины и ширины, что и основание стандартного контейнера. Он оборудован верхними и нижними угловыми фитингами, чтобы для подъема и закрепления можно было использовать стандартные грузоподъемные приспособления.

Контейнер – платформа со складывающимися торцевыми стенками. Хорошо подходит, если груз не негабаритный и существуют проблемы с его загрузкой. А так же если он уникален по своим характеристикам и его невозможно разместить в стандартный вариант. Такие контейнеры можно использовать при перевозке модульных конструкций, спецтехники, военной техники, крупного производственного оборудования и т.п.

Закрытый вентилируемый контейнер используется для перевозки грузов, которые должны быть закрыты и не могут противостоять повышенной влажности. Он похож на обычный контейнер для сухих грузов, но со специально разработанной физической или механической системой вентиляции. В первом случае вентиляция достигается с помощью отверстия в верхнем и нижнем отделе каркаса. Во втором, применение специального механизма с электроприводом, при работе которого происходит искусственный воздухообмен и вентиляция. Используется такой тип контейнера редко и в основном для доставки грузов, которым требуется создание специальных условий.

Часто используется такое транспортное оборудование для перевозок какао-бобов и зернового кофе. Поэтому их еще называют кофе-контейнеры. С их помощью можно доставлять зерновые культуры и всевозможные пряности.

Контейнер, открытый сверху схож с контейнером общего назначения, за исключением того, что у него вместо жесткой крыши имеется гибкий раздвижной или съемный чехол. Крыша чаще всего выполнена из брезента или пластика и обычно поддерживается откидными или съемными балками. Аналогичные контейнеры выпускают также совсем без крыши. Они могут иметь откидные или съемные верхние торцовые поперечные элементы над торцовыми дверями.

Контейнер с открывающимися боковыми стенками, которые выполнены в виде дверей. В зависимости от того, какая из боковых стенок открывается, существуют модификации: обе боковые стенки могут быть открыты, может быть открыта только левая боковая стенка, открывается только правая стенка. В странах Восточной Европы такие контейнеры выпускались для перевозки топлива в канистрах и бочках, а также различных химикатов.

Он очень удобен для перевозки техники, боеприпасов или снаряжения, а в дальнейшем используется в качестве складского помещения. Такой контейнер очень удобен для загрузки и выгрузки, но его стоимость сравнительно высока.

Маркировки контейнеров

В связи с тем, что контейнер является транспортным оборудованием для перевозок грузов не только в пределах одной страны, но и между государствами, он должен быть не только стандартным в отношении размеров, но и безопасным при перевозках. Это достигается его конструкцией, применяемыми материалами и прочностью. В подтверждение этого на контейнер прикрепляется табличка с данными в соответствии с Конвенцией по безопасным контейнерам (CSC), которая выдается квалификационным и надзорным органом страны происхождения (если таковой имеется) или другой страны. Контейнер с такой табличкой считается аттестованным на предмет безопасности для стран, подписавших CSC. Табличка безопасности (CSC Safety Approval) прикрепляется на левой двери контейнера, обычно в нижней ее части. На табличке должны быть отражены следующие сведения:

  1. Страна, предоставившая допущение, и номер допущения (страна, предоставившая допущение, должна обозначаться отличительным знаком, используемым для обозначения страны регистрации автотранспортных средств, находящихся в международном движении);
  2. Дата (месяц и год) изготовления;
  3. Идентификационный номер контейнера, присвоенный заводом-изготовителем, или для существующих контейнеров, у которых этот номер неизвестен, номер, присвоенный администрацией;
  4. Максимальный эксплуатационный вес брутто (килограммы и фунты);
  5. Допустимый вес на штабелирование при 1,8 g (килограммы и фунты), где g – ускорение силы тяжести;
  6. Величина нагрузки при поперечном испытании на жесткость конструкции (килограммы и фунты);
  7. Прочность торцовой стенки (указывается в табличке только в том случае, если торцовые стенки рассчитаны на нагрузку, составляющую меньше или больше 0,4 от максимальной допустимой полезной нагрузки, т. е. 0,4 Р);
  8. Прочность боковой стенки (указывается на табличке только в том случае, если боковые стенки рассчитаны на нагрузку, составляющую меньше или больше 0,6 от максимальной допустимой полезной нагрузки, т. е. 0,6 Р);
  9. Дата (месяц и год) первого профилактического осмотра новых контейнеров и даты (месяц и год) последующих профилактических осмотров, если табличка используется для этой цели. Объемы и методики обязательных испытаний контейнеров содержатся в стандартах ISO 1496.

В целях обеспечения беспрепятственных и сохранных перевозок грузов в международном сообщении через пограничные переходы, контейнер снабжается табличкой (Approved For Transport Under Customs Seal), свидетельствующей о допущении к перевозке с таможенными печатями и пломбами. Табличка подтверждает соответствие крупнотоннажного контейнера требованиям Таможенной конвенции, касающимся контейнеров, и обязательна при перевозке грузов в крупнотоннажных контейнерах в международном сообщении.

На контейнере также могут находиться таблички с информацией о производителе, владельце и операторе контейнера, о сроках (месяц и год) очередного капитального ремонта (в т.ч. на боковых стенках контейнера).

Обычно все таблички объединены в одном месте. Примеры и вид табличек приведены на этом рисунке.

Символ обозначения контейнера, используемого для транспортирования воздушным и наземным видами транспорта. Символ должен быть расположен в верхних левых углах торцевых стенок и примыкающих к ним углах крыши, а также в верхних левых углах боковых стенок контейнера. Цвет символа должен быть черным. Если цвет самого контейнера черный, необходимо использовать в качестве фона панель соответствующего цвета, предпочтительно белого.

Предупреждающий знак опасности поражения электрическим током. На контейнеры, оборудованные боковыми лестницами, должен быть нанесен знак опасности поражения электрическим током – символ черного цвета на желтом фоне, окруженном черным бордюром. Знак следует располагать рядом с лестницей.

Знак высоты контейнера высотой более 2,6 м (8 футов 6 дюймов). Контейнеры высотой более 2,6 м (8 футов 6 дюймов) маркируют следующим образом:

  1. знак высоты наносят на обеих сторонах контейнера;
  2. чередующиеся черные и желтые полосы должны быть расположены на верхних элементах каждой торцевой рамы и боковых стенок, примыкающих к угловому фитингу.

Знаки высоты контейнера высотой более 2,6 м (8 футов 6 дюймов) содержат группы черных цифр на желтом фоне, обведенные черной рамкой. Верхняя группа цифр означает высоту контейнера в метрах с точностью до одной десятой, значение которых должно быть не меньше фактической высоты. Нижняя группа цифр означает высоту в футах с точностью до фута, значение которых должно быть не меньше фактической высоты.

На контейнер могут наноситься и другие знаки в зависимости от условий эксплуатации и характера груза (например, опасных грузов).

Как появились перевозки контейнерами

Доставка товаров в особенных ящиках появились еще в 20-х годах прошлого столетия. Но их использование не было актуальным, и о них забыли. Только начиная с 60-х годов, при бурном росте грузооборота, стало очевидным, что только перевозка в контейнерах позволяет снизить время на погрузку/разгрузку при использовании большегрузных видов. Это и стало толчком к тому, что их стали использовать не только для морской транспортировки. Они легко перегружаются на железнодорожные платформы, на борт автомобиля и даже, в самолет.

Современная доставка различных товаров от компании-отправителя к получателю производится в стандартизированных емкостях (интермодальные контейнеры), размеры которых едины для всех стран.

Использование данного вида перевозок привело к развитию нового направления в обслуживании заказчиков – контейнерная логистика, которая организовывает доставку грузов, минимизируя сам процесс и снижая стоимость доставки.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий