Освидетельствование газовых баллонов

Пункт 515

«Баллон с газом на месте применения до начала использования должен быть установлен в вертикальное положение и надежно закреплен от падения в порядке, установленном производственной инструкцией по эксплуатации. При производстве ремонтных или монтажных работ баллон со сжатым кислородом допускается укладывать на землю (пол, площадку) с обеспечением:

а) расположения вентиля выше башмака баллона и недопущения перекатывания баллона;

б) размещения верхней его части на прокладке с вырезом, выполненной из дерева или иного материала, исключающего искрообразование.

Использование баллонов со сжиженными и растворенными под давлением газами (пропан-бутан, ацетилен) в горизонтальном положении не допускается»

Пояснения: Главное правило из всего вышесказанного – баллоны должны быть надежно закреплены. Падение грозит серьезными последствиями, вплоть до срыва запорной арматуры. В этом случае баллон может превратиться в реактивный снаряд, нанести травмы работникам и даже вызвать цепную реакцию, если в помещении есть другие сосуды.

Если говорить о баллонах со сжатым кислородом, то в горизонтальном положении при контакте с маслом может произойти их самовозгорание, причем даже без источника открытого огня или искры.

При эксплуатации баллонов с жидкими газами в горизонтальном положении при повреждении арматуры вы получите на выходе непосредственно жидкую фракцию. В случае с пропаном – это жидкий пропан, а в случае с ацетиленом – ацетон.

Поэтому, все баллоны, где есть фазовый переход из жидкости в газ, должны эксплуатироваться только вертикально.

Порядок проведения очередных испытаний

Где можно освидетельствовать тороидальный или цилиндрический баллон под пропан-бутан? Следует обратиться в сертифицированную государственно газовой службой организацию по проверке ГБО. Помещение для проверки должно быть оборудовано вытяжной вентиляцией и огнетушителем.

Баллоны, используемые для хранения топлива на автомобильных транспортных средствах, освидетельствуются в соответствии с РД 03112194-1094(5)-03

Последовательность действий сотрудников сертифицированной организации следующая:

  • приемка, сопровождаемая внешним осмотром и проверкой срока предыдущей проверки,
  • чистка внутренней поверхности емкости,
  • снятие запорно-регулирующей арматуры,
  • монтаж заглушек на технологические отверстия,
  • гидроиспытания, давление должно превышать рабочее не менее, чем в полтора раза,
  • откачка жидкости,
  • сушка емкости и продувка сжатым воздухом,
  • монтаж снятой запорно-регулирующей арматуры,
  • проверка сжатым воздухом плотности соединений и отсутствия утечек,
  • подготовка поверхности под окраску (при необходимости),
  • окраска и высыхание слоя лакокрасочных материалов, (при необходимости)

На последнем этапе наносят надписи на паспортную табличку. Они содержат дату проверки, срок следующего испытания и код проверяющей организации. Емкости возвращаются владельцу вместе с оформленным свидетельством по форме 2Б. Нон необходимо для прохождения транспортным средством очередного техосмотра

Вся процедура занимает от 3 до 4 часов.

Какие сосуды подлежат выбраковке?

Существуют признаки, по которым бракуют баллоны при обследовании:

  • механические повреждения корпуса, следы ударов;
  • снижение измеренной массы на 7, 5% и более по сравнению с паспортной;
  • увеличение измеренного объема на 1% по сравнению с паспортным;
  • протекшая или просочившаяся жидкость в ходе гидравлической опрессовки;
  • отсутствие или нечитаемость данных на паспортной табличке.

Такие емкости признаются бракованными и не допускаются к дальнейшему использованию. Ремонту они также не подлежат. Чтобы исключить возможные попытки заставить их работать дальше, на них разрушается резьба горловины и сверлится отверстие в стенке.

Своевременная проверка газовых емкостей — залог их безопасной эксплуатации. Для такого освидетельствования необходимо привлекать организации, прошедшие государственную сертификацию.

Порядок проведения освидетельствования баллона ГБО

Освидетельствование бллона ГБО происходит в четыре этапа, по его результатам на баллоны наносится положенная маркировка.

Подготовка баллона к проверке: перед испытаниями корпус баллона и запорная арматура очищаются от загрязнений, из резервуара удаляют остатки газа. Затем емкость очищают паром под высоким давлением. Подготовка завершается проверкой газоанализатором для выявления остатков газа.

Визуальный осмотр: баллон осматривают снаружи и внутри с целью обнаружения любого рода повреждений и дефектов, снижающих его прочность. При выявлении трещин, сколов и следов коррозии – баллон подлежит ремонту либо выбраковке.

Гидравлическое испытание: тестирование проводится в бронекамере. Если таковой не имеется, баллон помещается в специализированное ограждение, наполняется жидкостью (обычно это вода), имеющей комнатную температуру, и подвергается нагрузке под давлением 25 атмосфер. Под давлением резервуар выдерживают 2 минуты (рекомендуемое время, как правило, указано в техпаспорте изделия), после чего снижают до рабочего в 16 атмосфер. Затем повторно осматривают поверхность корпуса и швы. При обнаружении любых механических деформаций баллон выбраковывают либо предписывают ремонт. По окончании тестирования резервуар сушат горячим воздухом.

Пневматическое испытание: баллон тестируют, приведя его в рабочее состояние вместе с запорной арматурой и наполнив воздухом. Целью является обнаружение утечек в резервуаре и дополнительном оборудовании. Для этого баллон погружают в воду, наполняют воздухом под давлением 16 атмосфер и оставляют на 2 минуты либо время, указанное в техпаспорте изделия. Появление пузырьков говорит о том, что баллон негерметичен. Если утечка обнаружилась в запорной арматуре, ее отправляют в ремонт либо заменяют новой, затем испытание повторяют.

Результат испытаний: освидетельствованный баллон маркируют согласно нормам с соблюдением правил нанесения надписей. На шильдик завода-производителя чеканкой наносят:

  1. клеймо пункта, осуществившего проверку,
  2. дату освидетельствования и дату проведения очередных испытаний.

Клеймо чеканится одной строкой арабскими цифрами высотой не менее 8 мм. Иногда дата очередной проверки дублируется надписью белого цвета на участке корпуса, специально окрашенном красной эмалью. Также на корпус баллона белой краской наносятся предупреждающие надписи.

Как проверить герметичность?

При проверке герметичности соединения вентиля потребуется закачать в газовый баллон газ под давлением.

Это можно сделать двумя способами:

  1. Закачать газ с помощью компрессорного оборудования или автомобильного насоса.
  2. Соединить шлангом два баллона, первый из которых пустой (тестируемый), а второй – заполненный газом.

Если мыльные пузыри нигде не надуваются, то соединение герметично. Но если появляются хотя бы незначительные вздутия пены, то придется перекручивать вентиль заново.

При погружении вентиля в воду желательно закрыть боковой штуцер заглушкой, чтобы вода и содержащиеся в ней взвешенные частицы не попали в запирающий механизм

Если баллон небольшой, то можно погрузить его вентиль в небольшой тазик с водой и посмотреть наличие пузырьков.

После замены запорной арматуры в паспорте газовых баллонов обязательно проставляется соответствующая отметка.

Следует помнить, что описанные выше способы замены отслужившего вентиля применимы только по отношению к металлическим резервуарам. Если у вас композитный баллон для хранения газа, так действовать нельзя из-за возможности повредить колбу и нарушить ее герметичность.

Плотность соединений и отсутствие утечек газа после присоединения редуктора проверяется с помощью мыльной пены, которая губкой наносится на все соединения (вентиль, накидную гайку, корпус редуктора, на соединение редуктора с отходящим шлангом).

Схема пожаробезопасности при работе с газовыми баллонами: (1-Не открывай вентиль резко! Струя газа наэлектризовывает горловину баллона и редуктор, может вызвать из воспламенение и взрыв;2- Не допускай нахождения на рабочем месте более 1 баллона с пропан бутаном; 3-Не реже одного раза в квартал проверяй предохранительный клапан принудительным открыванием; 4- проверка утечки газа )

Верхом неосторожности является проверка герметичности соединений с помощью спичек или электрического разряда.Обычно владельцев газовых баллонов не волнует замена вентиля на пропановом баллоне с последующей проверкой резьбы вентиля на течь, поскольку подобные операции производятся специалистами газозаправочных станций с применением специального оборудования

Сначала, нужно под контролем манометра наполнить тестируемый баллон газом с давлением 1,5-2 атмосферы. После этого на соединение наносится мыльная пена и немного приоткрывается кран. Если мыльные пузыри нигде не надуваются, то соединение герметично. Но если появляются хотя бы незначительные вздутия пены, то придется перекручивать вентиль заново.

Маркировка: что важного?

Несмотря на кажущуюся неважность информации, содержащуюся на баллонах, специалисты могут почерпнуть для себя необходимые для работы данные. В процессе производства маркировка занимает важное место

Без нее продукция просто не пройдет проверку и не будет допущена к дальнейшей реализации. Маркировка кислородных баллонов по ГОСТ – позволяет сразу разобраться во всех нюансах. По нормативам все надписи наносятся на верную часть корпуса емкостей.

Маркировка содержит сведения не только о том, кто именно изготовил баллон, но и о том, каковы его технические характеристики. Кроме того, на той же части баллонов можно узнать и дату изготовления, следовательно, рассчитать время для проверки и срок годности

Важно помнить, что маркировка кислородных баллонов должна быть сохранена на весь период использования

Следует проверять во время покупки, как нанесена информация – она должна быть выбита на корпусе, а не просто нарисована краской, пусть и самой устойчивой. Кроме того, маркировка надежно защищается от коррозии, происходит это по причине того, что поверх собственно информации наносится специальный лак, бесцветный и полностью прозрачный.

АТТЕСТАЦИЯ БАЛЛОНОВ

Аттестация заключается в проведении исследования баллона  и установлении соответствия его состояния действующим нормам и пригодности к эксплуатации.

Проводится осмотр внутренней и наружной поверхности баллона. Выявляются сколы, трещины, вмятины, коррозия. Аттестация позволяет отбраковать непригодные для работы сосуды и устройства.

Требования по допуску баллона к опрессовке:

По ржавчине: коррозия, более 10% от общей площади поверхности баллона, делает не пригодным баллон к дальнейшей эксплуатации;

По деформациям: повреждения, глубиной более 10% от номинальной толщины стенки, также делают не ремонтно-пригодным такой баллон;

Во всех остальных случаях, баллон считается пригодным к эксплуатации и рекомендованным к опрессовке.

Переаттестация газовых баллонов проводится как пропановых, так и метановых сосудов. Переаттестация пропановых баллонов – 1 раз в 2 года, а ёмкостей на метане – 1 раз в 5 лет (в некоторых случаях – 1 раз в 3 года/для углеродистой стали).

Если баллон подвергся коррозии (в пределах норм естественной утраты внешнего вида), не влияющей на безопасность ГБО, то перед работами по опрессовке выполняется подготовка баллона.

Сначала делается зачистка и грунтовка, а потом выполняется покраска баллона и нанесение технической надписи на баллон.

Это доп.работы и оплачиваются дополнительно. Цены на покраску баллона, грунтовку низкие. См.ниже прайс.

Это интересно: Пайка серебра в домашних условиях — припой, флюс, горелка

ОПРЕССОВКА БАЛЛОНА

Опрессовка – это процесс проверки автомобильного баллона ГБО на прочность и герметичность.

Каким образом проводится проверка?

Выполняются гидравлические (водой) и пневматические (воздухом) испытания:

Гидравлические: из сосуда удаляется весь воздух и наполняется водой;

Под давлением осуществляется проверка герметичности, на течь, после чего, производится осушение (сушка) баллона;

Пневматические: сосуд погружается в ёмкость с водой и проводится проверка сжатым воздухом или инертным газом (в соответствии с ПБ 03-576-03, допускается замена одной процедуры на другую).

Суть та же – проверка герметичности.

После успешно пройденной опрессовки, автомобильный баллон считается годным к эксплуатации и передаётся на поверку (паспортизацию и клеймение).

ПОВЕРКА БАЛЛОНА

Поверка газового баллона (пропан и метан) служит подтверждением полного соответствия газового баллона требованиям безопасности.

После всех проверок баллона производится его паспортизация: документальное оформление разрешения на допуск и дальнейшую эксплуатацию баллона в системе ГБО.

Клиенту выдаётся:

Свидетельство о выполнении периодических испытаний газобаллонного оборудования, установленного на т/с (форма 2Б);

Отметка в паспорте даты очередного переосвидетельствования т/с;

В документах поверки газового баллона автомобиля указывается, что сосуд подвергнут наружному и внутреннему осмотру и гидравлический (пневматическим) испытаниям и признан годным для дальнейшей работы в системе ГБО автомобиля.

Результаты поверки баллона, а именно свидетельство по форме 2Б необходимо возить с собой. Оно может потребоваться для предъявления в трёх случаях: по требованию инспектора ГИБДД, при прохождении обслуживания автомобиля (ТО) и получении диагностической карты, а также на некоторых газовых заправках (в которых требуют при заправке предоставить акты поверки баллона).

ЦЕНА ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЯ И АТТЕСТАЦИИ БАЛЛОНОВ

Стоимость работ зависит от состояния баллона ГБО, выявленного в ходе аттестации (требуется ли чистка от коррозии, грунтовка, покраска и.т.д.) и от того, требуется ли проведение доп.работ (снятие-установка или он предоставляется в демонтируемой и подготовленном, очищенной от грязи виде).

Цена освидетельствования, переаттестации, опрессовки и поверки 1 баллона (без демонтажа), включая оформление и выдачу бумаг о проведении его поверки (2а, 2б):

Если баллон имеет коррозию (не более 10% от общей поверхности сосуда), то выполняются доп.работы по покраске перед опрессовкой, согласно прайс-листу:

Зачистка + подготовка + грунтовка + покраска + нанесение тех.надписи  (реставрация)

3 000 руб

50л баллон (диаметр 300, L до 1000 мм)

 5 000 руб

за диаметр 360, L 1300 мм

7 000 руб

диаметр 400 — 500, L 1000 мм

Срок выполнения – 2 дня.

Как видите, цены на все процедуры весьма недорогие, учитывая объёмное содержание работ с газовым оборудованием. Это небольшая плата за уверенность в безопасности баллона, возимого вами в автомобиле.

Ремонт вентиля газового баллона

Основные неисправности газовых кранов

На самом деле конструкция газового крана не отличается сложностью и особо в нем ломаться нечему. Но и тем не менее в силу ряда причин, он может или начать пропускать газ или полностью выйти из строя. Одна из причин его поломок – это небрежное отношение со стороны персонала. Например, прикладывание излишних усилий при открывании или закрывании. Это может привести или к срыву резьбы или поломке штока.

Кроме этого, попадание в регулятор посторонних частиц может привести к тому, что они не дадут полностью закрыть затвор, а это неизбежно приведет к утечке газа. В любом случае при малейшем подозрении на наличие дефектов в корпусе или механизме газового крана, баллон необходимо изымать с рабочего места или бытового помещения и отправить его на ремонт.

Да, бесспорно, газовый кран, можно снять с баллона и самостоятельно его осмотреть и при необходимости его продуть или отремонтировать, но нельзя забывать о том, что любая работа с газовым баллоном несет в себе потенциальную опасность. Именно поэтому еден строгий запрет на демонтаж газовых кранов самостоятельно в кустарных условиях. Если есть даже небольшая возможность передать ремонт газового крана в мастерскую, то лучше так и сделать.

Процесс освидетельствования и восстановления емкостей для промышленных газов

Нормативной документацией, а именно «Правилами обустройства и эксплуатации сосудов…» назначена регулярность проведения освидетельствования технического состояние сосудов для газов.

Правила использования ацетиленовых баллонов

К примеру, освидетельствование баллонов для ацетилена проводится один раз в пять лет. В то время, как масса, находящаяся внутри баллона, должна проверятся как минимум один раз в 2 года. Кстати, на баллоне должна быть нанесена отметка о сроках проведения освидетельствования, результате осмотра пористой массы и указаны сроки следующего освидетельствования баллона.

В соответствии с техническими условиями, к эксплуатации допускают только те емкости, которые прошли все необходимые испытания и об этом сделаны все соответствующие записи. Новые сосуды, проходят необходимый цикл испытаний во время приемки продукции службой технического контроля.

По истечении сроков освидетельствования баллоны должны проходить переосвидетельствование, то есть полное освидетельствование технического состояния. При этом те, которые переосвидетельствование не прошли должны быть изъяты из оборота и отправлены на вторичную переработку (утилизацию).

Емкости, на которых обнаружены исправимые дефекты, то они подлежат ремонту и после выполнения требуемых работ, проведения надлежащих испытаний могут быть возвращены в эксплуатацию.

Освидетельствование баллонов: последовательность операций

Проверку состояния осуществляют в следующей последовательности:

1) Подготовка.

На этапе подготовки из емкости удаляют остаток газа, демонтируют вентиль, после чего осуществляют продувку воздухом и тщательную очистку поверхности с применением воды и, при необходимости, растворителя. Демонтированный вентиль подвергают отдельной проверке, а в случае неисправности направляют в ремонт или бракуют с последующей заменой.

Подготовка баллона перед проверкой

2) Визуальный осмотр. Целью визуального осмотра является выявление любых дефектов конструкции: трещин, вмятин, плен, раковин, глубоких рисок (более 10% толщины стенки), износа резьбы и т.п. Для внутреннего осмотра допускается применение осветительного прибора с напряжением питания до 12 В. В случае обнаружения ослабления кольца на горловине или неправильной насадки башмака, испытание приостанавливается до устранения данных неисправностей.

Осмотр на наличие дефектов

3) Проверка массы и вместительности. Чтобы определить, насколько коррозия и другие физико-химические преобразования металла уменьшили толщину стенок, осуществляют измерение массы и внутреннего объема изделия, а также сравнение полученных показателей с первоначальными данными из паспорта. Взвешивание выполняют на весах с точностью 200 г. Для определения вместимости сначала взвешивают пустой сосуд, а затем наполненный водой, после чего по разности показателей находят массу воды с дальнейшим расчетом ее объема.

Проверка массы и вместимости взвешиванием

4) Гидравлическое испытание. Для определения прочности емкости ее наполняют водой под высоким давлением. Величину проверочного давления устанавливает завод-производитель, оно должно быть как минимум в 1,5 раза выше рабочего показателя. Длительность проверки составляет не меньше 1 минуты. Гидроиспытание считается успешным, если во время его выполнения манометр показывал стабильную величину, а на корпусе не были обнаружены трещины, течи, слезы и видимые деформации.

Гидравлическое испытание

Выдержка под проверочным давлением при гидроиспытании

5) Монтаж вентиля. Перед соединением вентиля и резервуара оба компонента подвергают обезжириванию, после чего просушивают и продувают воздухом. Установка осуществляется с применением уплотнителя, а сила затяжки для резьбы W27,8 составляет 300-400 н. м.

Установка вентиля

6) Нанесение клейма. Если по результатам тестирования резервуар допускается к дальнейшей эксплуатации, организация, проводившая аттестацию, выбивает на корпусе индивидуальное клеймо, а также дату проведенной и следующей проверки.

Нанесение клейма

7) Покраска корпуса. В случае неудовлетворительного качества внешнего покрытия цилиндрический корпус покрывается масляной или эмалевой краской или нитроэмалью. При этом не допускается производить окраску емкости под давлением.

Покраска и сушка

Какие сосуды подлежат выбраковке

При наличии одного из приведенных ниже условий баллон не подлежит освидетельствованию и подвергается выбраковке:

  • наличие видимых дефектов корпуса;
  • уменьшение фактической массы на 7,5% или увеличение объема на 1%;
  • выявление недостаточной прочности во время гидравлического испытания.
  • отсутствие хотя бы одного из следующих паспортных клейм: знак завода-изготовителя, заводской номер, фактическая масса и вместимость, дата изготовления и следующего испытания, рабочее и пробное давление, метка ОТК, вид термообработки.

На резервуарах, которые не прошли освидетельствование, деформируется резьба горловины посредством нанесения насечек или сверлится отверстие в корпусе. Это делается для того, чтобы дальнейшая эксплуатация бракованного сосуда была невозможной.

Процесс освидетельствования и восстановления емкостей для промышленных газов

Нормативной документацией, а именно «Правилами обустройства и эксплуатации сосудов…» назначена регулярность проведения освидетельствования технического состояние сосудов для газов.

К примеру, освидетельствование баллонов для ацетилена проводится один раз в пять лет. В то время, как масса, находящаяся внутри баллона, должна проверятся как минимум один раз в 2 года. Кстати, на баллоне должна быть нанесена отметка о сроках проведения освидетельствования, результате осмотра пористой массы и указаны сроки следующего освидетельствования баллона.

В соответствии с техническими условиями, к эксплуатации допускают только те емкости, которые прошли все необходимые испытания и об этом сделаны все соответствующие записи. Новые сосуды, проходят необходимый цикл испытаний во время приемки продукции службой технического контроля.

По истечении сроков освидетельствования баллоны должны проходить переосвидетельствование, то есть полное освидетельствование технического состояния. При этом те, которые переосвидетельствование не прошли должны быть изъяты из оборота и отправлены на вторичную переработку (утилизацию).

Емкости, на которых обнаружены исправимые дефекты, то они подлежат ремонту и после выполнения требуемых работ, проведения надлежащих испытаний могут быть возвращены в эксплуатацию.

Освидетельствование баллона

Сроки освидетельствования баллона зависят от его наполнителя:

  • оборудование с метаном – если баллон произведен из легированной стали, 1 раз в 5 лет, если из стали, не имеющей легирующих добавок – 1 раз в 3 года;
  • оборудование с пропаном (смеси пропан-бутан) – 1 раз в 24 месяца.

В соответствие с Кодексом об административных нарушениях, а именно ч.1 пп. 12.5 и 7.14, запрещено эксплуатировать транспортное средство, имеющее газобаллонное оборудование, если на поверхности баллонов нанесенные данные не совпадают с данными, указанными в техническом паспорте. А также не нанесены сведения, касающиеся даты последней проверки и планируемой.

Первое, что необходимо сделать, это уточнить, вышел или нет срок годности сосуда, который установлен производителем. Данные сведения указаны на самом оборудование. Если со сроком годности все нормально, можно приступать к процедуре переосвидетельствования.

Если объем сосуда менее 100 л, дату очередного освидетельствования можно посмотреть на специальной табличке, она выполнена из металла и прикреплена к самому оборудованию. Если объем сосуда более 100 л, дата указана в приложении, выдающемся при установке самого баллона.

Как только даты были уточнены, можно приступать непосредственно к самой процедуре.

Выдача документа

Любой сертифицированный автосервис обязательно выдает свидетельство по форме 2б (о проведенном очередном испытании ГБО, установленного на автомобиле). Документ может потребоваться при прохождении техосмотра, во время встречи с инспектором ГИБДД. Иногда свидетельство требуют сотрудники газовых заправок перед закачиванием топлива. В каждом из перечисленных случаев отсутствие соответствующей документации может сулить автовладельцу определенные неприятности:

  • выявление нарушения на СТО;
  • выписанный инспектором ГИБДД штраф;
  • отказ от обслуживания водителя с ГБО персоналом АГЗС.

Поэтому всем без исключения владельцам ГБО рекомендуется своевременно проходить испытание баллонного оборудования. ЧС с газовым оборудованием на машинах встречаются не так часто, но подобные катастрофы всегда приводят к серьезным повреждениям и, к сожалению, человеческим жертвам. Поэтому соблюдение техники безопасности — это не просто формальная необходимость, а возможность спокойно пользоваться своим автомобилем, используя преимущества ГБО.

Ремонт вентиля газового баллона

Основные неисправности газовых кранов

На самом деле конструкция газового крана не отличается сложностью и особо в нем ломаться нечему. Но и тем не менее в силу ряда причин, он может или начать пропускать газ или полностью выйти из строя. Одна из причин его поломок – это небрежное отношение со стороны персонала. Например, прикладывание излишних усилий при открывании или закрывании. Это может привести или к срыву резьбы или поломке штока.

Кроме этого, попадание в регулятор посторонних частиц может привести к тому, что они не дадут полностью закрыть затвор, а это неизбежно приведет к утечке газа. В любом случае при малейшем подозрении на наличие дефектов в корпусе или механизме газового крана, баллон необходимо изымать с рабочего места или бытового помещения и отправить его на ремонт.

Да, бесспорно, газовый кран, можно снять с баллона и самостоятельно его осмотреть и при необходимости его продуть или отремонтировать, но нельзя забывать о том, что любая работа с газовым баллоном несет в себе потенциальную опасность. Именно поэтому еден строгий запрет на демонтаж газовых кранов самостоятельно в кустарных условиях. Если есть даже небольшая возможность передать ремонт газового крана в мастерскую, то лучше так и сделать.

Период допустимой эксплуатации

В соответствии с ФНП ОРПД срок эксплуатации установлен изготовителем. Согласно 485 пункту правил если в технической документации производителя не указаны данные о сроках эксплуатации баллона, то устанавливается срок службы 20 лет.

Наибольшим спросом пользуются ёмкости, производимые по ГОСТ 949-73 «Баллоны стальные малого и среднего объёма для газов на Р (р)<=19,6 МПа (200 кгс/кв. см). Технические условия (с Изменениями N 1—5)». Согласно п. 6.2. гарантийный срок использования — 24 месяца с момента ввода в эксплуатацию.

Устройства, изготовленные по ГОСТ 15860-84 «Баллоны стальные сварные для сжиженных углеводородных газов на давление до 1,6 МПа. Технические условия (с Изменениями N 1, 2)» согласно пункту 9.2 имеют гарантийный срок использования — 2 года и 5 месяцев с момента продажи через торговую сеть, а для устройств внерыночного использования — со дня получения пользователем.

В соответствии с методиками технической диагностики МТО 14-3Р-004—2005 и МТО 14-3Р-001—2002 разработанными для устройств, изготовленных по ГОСТ 15860-84 и ГОСТ 949-73 соответственно, срок эксплуатации не должен превышать 40 лет, при соблюдении условия проведения освидетельствования 1 раз в 5 лет, после чего устройства выбраковываются.

Запрещено использование баллонов, произведённых по вышеуказанным ГОСТ до 01.02.2014, срок службы которых свыше 40 лет.

Согласно п. 22 Технического регламента Таможенного союза «О безопасности оборудования, работающего под избыточным давлением» баллоны, изготовленные после 01.02.2014 эксплуатируются согласно расчётному сроку службы, указанному производителем в паспорте устройства.

Более подробно о сроке эксплуатации и условиях хранения газового баллона читайте в этом материале.

Сроки эксплуатации и поверки ГБО баллонов

На каждую емкость заводом изготовителем предоставляется паспорт, в котором кроме параметров, указывается срок эксплуатации, периодичность, дата очередной проверки газовых сосудов.

Периодичность переаттестации сосудов следующая (регулируется приложением №4 к Федеральным нормам и правилам в области промышленной безопасности утверждёнными приказом Ростехнадзора № 116 от 25.03.2014 г.):

  1. Сосуды стальные для СНГ (сжиженный нефтяной газ пропан-бутан) необходимо проверять один раз в 2 года. Не зависимо от вида емкости (тороидальная или цилиндрическая).
  2. Метановые баллоны КПГ (компримированный природный газ) проверяются с периодичностью:
  • из углеродистой стали — 3 года;
  • из легированных сталей — 5 лет;
  • изготовленные из металлокомпозитных материалов, в том числе с алюминиевым лейнером — 3 года;
  • состоящие из неметаллического материала (углепластик) — 2 года.

Срок службы баллонов определяет изготовитель, как правило, он составляет:

  1. Пропановые – 10 лет;
  2. Метановые – от 15 до 20 лет, в зависимости от материала изготовления.

В чем заключается техническое освидетельствование автомобильных баллонов

Данное мероприятие представляет собой ряд процедур, позволяющих оценить техническое состояние баллона. После проверки эксперт даст заключение о том, можно ли дальше эксплуатировать резервуар для газа или нет. Если баллон пригоден, об этом делаются пометки в предусмотренном законом документе. В зависимости от степени серьезности обнаруженных дефектов, баллон либо выбраковывается вовсе,  либо предписывается его ремонтировать.

Причинами выбраковки является наличие:

  • трещин в сварных швах и на поверхности емкости;
  • механических деформаций баллона;
  • следов коррозии, царапин и потертостей на лакокрасочном покрытии корпуса баллона  если их глубина 10% и более от толщины стенок корпуса.

Периодичность освидетельствования баллонов ГБО

  • Пропан-бутановые баллоны подлежат освидетельствованию раз в 2 года,
  • метановые из легированной стали – раз в 5 лет,
  • метановые из углеродистой стали – раз в 3 года,
  • в том случае, когда объем баллона более 100 л, освидетельствование производится в сроки, указанные в его техпаспорте.

Помимо плановых освидетельствований баллоны ГБО подлежат проверке при обнаружении:

  1. неисправностей в ходе эксплуатации;
  2. нарушений герметичности сварных швов и запорной арматуры;
  3. повреждений более 10 % обшей площади лакокрасочного покрытия корпуса.

Этапы проверки

Процесс освидетельствования баллонов для пропановых и метановых емкостей занимает до 5 дней. Продолжительность зависит от количества работ. Необходимость их выполнения определяется в ходе комплексной проверки, которая делится на несколько этапов.

Первичный осмотр

Баллон предварительно подготавливается. Чтобы резервуар приняли на обследование, его необходимо подготовить. Для этого проводятся следующие процедуры:

  • очищается;
  • опустошается;
  • освобождается от арматуры;
  • проходит дегазацию (подача пара под давлением);
  • проверяется на отсутствие остатков топлива;
  • промывается изнутри.

После этого чистый баллон осматривается на наличие дефектов. Проверяются поверхности – внешняя и внутренняя, горловина, сварные швы. Если видимые повреждения корпуса и элементов отсутствуют, проводятся технические испытания.

Опрессовка

Испытания позволяют проверить герметичность емкости. Опрессовку метановых баллонов обычно осуществляют гидравлическим методом. Резервуар наполняют водой под давлением, проверяют целостность и осушают. В качестве альтернативы допускается пневматический метод – опрессовка проводится сжатым воздухом. Баллон при этом погружают в воду.

Поверка

После успешных проверок герметичности и внешнего вида емкость отправляют на завершающий этап. Результаты заносятся в паспорт с указанием даты, метода тестирования, факта осмотра поверхностей.

О сроке годности газовой ёмкости

Газовые ёмкости, в которых давление получается избыточным, должны тестироваться на пригодность.

Обычно период пригодности – 40 лет. Но не все модификации попадают под этот критерий. Каждая модель производится в жёстком соответствии критериям ГОСТов

Согласно ГОСТам стальные изделия с начала эксплуатации служат 2 года. Но есть и гарантийный период – 20 лет.

Для автомобильных вариантов свобода действий принадлежит производителям. Но согласно п. 4.3.1 максимальный срок – 20 лет.

Алюминиевые модели не затрагиваются ГОСТом. А производители приводят такие сведения:

  1. Если дата производства баллона раньше ноября 2014 г, то срок – 10 лет.
  2. Если дата позже обозначенной даты, то срок – 20 лет.

Ещё один важный пункт – срок хранения газа. Он отличается для разных газов:

  1. Пропан-бутан – срок до завершения содержимого ёмкости.
  2. Кислород – 1,5 года со дня создания продукта.
  3. Ацетилен – срок очень долгий. Но перед сваркой проверяется масса и пористость изделия на соответствие нормам.
  4. Чистый аргон – 1,5 года.
  5. Водород – 3 года.
  6. Азот – 1,5 года.

Если у вас ёмкость на 50 л, период её годности можно узнать на её верхней торцевой части. Там есть три группы чисел: месяц и год производства. Также обозначено время начальной переаттестации. Это внеочередное испытание бытовых газовых баллонов. Оно осуществляется после ремонтных работ. Его изготовитель не может предвидеть.

Между обозначенными датами есть промежуток в 5 лет. Это и есть запланированная периодичность испытания газовых баллонов. Итоги последующих тестирований выбиваются прямо на корпусе баллона.

Сегодня на баллоне год его выпуска наносится заметной краской прямо на корпус. А расчётный период службы с момент производства фиксируется в паспорте к баллону.

Нормативные документы

  • Технический регламент Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств»;
  • Приложение № 8 к ТР ТС 018/2011;
  • Методические рекомендации по установке газобаллонного оборудования на колёсные транспортные средства, находящиеся в эксплуатации в Российской Федерации;
  • Методические рекомендации по технической эксплуатации газобаллонных колесных транспортных средств, находящихся в эксплуатации в Российской Федерации;
  • Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением;
  • Единая форма свидетельства о проведении периодических испытаний газобаллонного оборудования, установленного на транспортном средстве, и правила его оформления;
  • Единая форма паспорта газового баллона колесного транспортного средства и правил его оформления.
Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwittervKontakte
Напишите комментарий