Устранение неисправностей перфоратора своими руками

Схема устройства ударного механизма, его неисправности и ремонт

Ударные механизмы перфораторов отличаются по своей конструкции, в зависимости от того, к какому семейству принадлежат аппараты. Поэтому и ремонт данных механизмов будет происходить по разным принципам.

Бочковые перфораторы

Перфораторы с вертикальным расположением двигателя обычно имеют ударный блок на основе кривошипно-шатунного механизма (КШМ). Ниже приведена схема ударного механизма такого типа.

На следующем фото показан аппарат в разрезе, где можно увидеть место расположения КШМ.

Ударный механизм агрегата с вертикальным двигателем может иметь следующие неисправности. У шатунного механизма имеется отдельный подшипник, который установлен на кулачке колеса с эксцентриком, но иногда он может быть расположен в основании шатуна. В некоторых моделях перфораторов на этом месте может быть установлен подшипник скольжения (вместо подшипника качения), требующий постоянного наличия смазки. Если ее нет, или она уже застарелая, то этот узел изнашивается. При ремонте придется полностью заменить шатун и эксцентриковый бочонок.

Еще одна распространенная проблема — сломался боёк. Данную неисправность можно вычислить, если вы заметили, что на вашем перфораторе больше нет удара. Чтобы добраться до бойка, потребуется полная разборка ствола устройства. Делается она следующим образом.

  1. Отсоедините ствол от корпуса перфоратора, снимите патрон (см. описание выше). Постучите стволом о стол, чтобы из него вывалился поршень. Возьмите резиновый молоток и выбейте ствол из корпуса.
  2. Снимите стопорное кольцо, удерживающее подшипник.
  3. Снимите сам подшипник и легким постукиванием по столу извлеките шарики.
  4. После извлечения 3-х шариков, можно вытянуть растровую втулку.
  5. Также, как и в предыдущем случае, извлеките шарики, находящиеся на втулке, только не перепутайте их с теми, что сняли раньше (эти шарики меньшего диаметра). После извлечения шариков, требуется вставить отвертку во втулку и вытолкнуть боёк.

В данном случае боёк целый. Но если он сломан, то замените его на новый

Также следует обращать внимание на уплотнительные резинки и на сальники в корпусе ствола. Если они изношены, то подлежат замене

Перфораторы пистолетного типа

Устройство ударного механизма у агрегата пистолетного типа немного отличается от такого же по назначению механизма, установленного в аппарате бочкового типа.

Главное его отличие в том, что поршень приходит в движение не при помощи шатуна, а от качающегося (“пьяного”) подшипника. Поэтому, самая частая поломка данного узла – это износ “пьяного” подшипника, который требуется заменить.

На следующем фото показан разрушенный “пьяный” подшипник, который является причиной того, что перфоратор перестал долбить.

Снимается качающийся подшипник с помощью плоской отвертки, которой нужно подцепить скобу, и извлечь ее. После этого, подшипник легко отделяется от корпуса редуктора.

При замене развалившегося подшипника следует хорошо промыть редуктор, так как именно в его корпусе могут остаться осколки сломанной детали.

После прочистки и установки нового подшипника, следует нанести жирный слой смазки в этот блок.

Также причиной того, что устройство не бьет, может послужить сломанный боек. Чтобы его достать, нужно снять стопорное кольцо, которое видно в отверстии.

Возьмите маленькую отвертку, подцепите ею кольцо, и сместите его вправо (по направлению к шестерне).

Те же действия проделайте и с другой стороны детали. Далее, вставьте отвертку в отверстие детали и продавите снятые внутренние части механизма.

После данного действия легко достанется стопорное кольцо, и корпус, в котором находится сломанный ударный боёк.

Если разобрать данный корпус, то вы увидите “виновника” неисправности, по причине которой перфоратор не долбит.

Устройство перфоратора

Немного найдётся пользователей инструмента, изучивших не только порядок нажатия рычагов и кнопок, но понимающих, что происходит в механизме в результате полученной команды. Не зная взаимодействия узлов, невозможно выполнить даже самый мелкий ремонт перфоратора.

Есть признаки неполадок, которые относятся к силовой части, а иногда происходит механический износ или поломка деталей.

Силовая часть ударного инструмента

Электрические схемы и оборудование сосредоточены в одной части и представлены в разрезе на фото.

Признаками неисправности, требующие замены деталей или ремонта перфоратора по силовой части могут быть следующие:

  • при включении прибора срабатывают сетевые предохранители;
  • аппарат не включается;
  • при работе появляется дым с едким запахом;
  • при работе аппарат искрит;
  • обороты не регулируются.

Найти причину, почему не включается прибор можно с помощью тестера. Искать нужно разрыв в схеме, от простого к сложному. Проверять подключения, зачищать контакты. Самой сложной и дорогостоящей деталью, вышедшей из строя, может быть якорь перфоратора. Это сердце двигателя, составленное из медных катушек, соединённых между собой и скреплённых ламелями. В случае пробоя изоляции между проводами в любом месте происходит короткое замыкание, и весь коллектор нуждается в перемотке или замене.

Определить, что якорь на перфораторе неисправен, можно визуально по подгорелой обмотке, следам задымления ламелей, или тестированием на короткое замыкание. Исключить повреждение можно своевременным уходом, очисткой частей от пыли, которая является первопричиной всех неприятностей. Если искрение идёт от двигателя, якорь нужно очистить спиртовым тампоном или обычной школьной резинкой удалить графитовый налёт с коллектора.

Два элемента всегда работают в паре. К коллектору прижимается угольная или графитовая пластинка. В результате постоянного трения о вращающийся коллектор пластинки истираются и контакт нарушается. Признаком неисправности станет искрение в коллекторе, возможно, двигатель не развивает обороты. В независимости от состояния износа меняют одновременно обе пластины. В большинстве моделей инструментов имеются сигнализаторы износа щёток, предупреждающие пользователя заблаговременно.

Механические неисправности и их устранение

Чтобы найти ту или иную неисправность, до нужного узла необходимо добраться. Любая из последовательно снятых деталей внимательно осматривается на наличие:

  • трещин;
  • сколов;
  • заусениц или царапин.

В большинстве модели разбирают на две половины, но при этом каждый из перфораторов имеет особенности. Как правильно выполнить ремонт перфоратора своими руками, посмотрите видео:

Признаком поломки может стать:

  • отказ от выполнения функции;
  • посторонние звуки внутри механизма и чрезмерный нагрев корпуса;
  • не переключаются режимы;
  • течёт смазка.

Каждый из признаков может быть следствием поломки любой из деталей, которые извлекают в последовательности, указанной на схеме. Собирают инструмент в обратном порядке. Запчасти для перфоратора следует приобретать согласно спецификации в инструкции по обслуживанию.

Одной из причин механических поломок зачастую становится недостаточное техническое обслуживание агрегата, работающего в тяжёлых условиях. Профилактические мероприятия не сложны, а срок жизни инструменту удлинят значительно. По правилам эксплуатации положено:

  • каждые полгода обновлять смазку редуктора;
  • через 6 месяцев проводить осмотр и очистку щеток, и прилегающей части коллектора;
  • по окончании рабочего дня чистить перфоратор пылесосом;
  • не забывать наносить смазку на хвостовики долбёжной оснастки для уплотнения от пыли и предотвращения выработки гнезда.

Возможные неисправности, причины их появления и способы устранения

Чтобы отремонтировать перфоратор своими руками, следует сначала определить внешние проявления неисправностей.

Перфоратор не бьёт

Если перфоратор при переключении в режим удара перестал бить, но при этом бур вращается, наиболее вероятно, что повреждён плавающий подшипник. Решением проблемы будет замена его новым.

Вторая возможная причина — нарушение работы ударного механизма. Часто при перегрузках в работе раскалывается стальной боёк, это приводит сначала к ослабеванию удара, а затем и к полному его отсутствию. Боёк необходимо заменить.

Третий вероятный повод — износ или поломка поршневой группы перфоратора. Заменить следует гильзу и поршень.

Перфоратор не крутится и не сверлит

Если при нажатии кнопки пуска патрон в режиме сверления не вращается, предварительно причину можно определить по звуку. Если электромотор гудит, но не крутит патрон, скорее всего, что-то не даёт ротору вращаться внутри редуктора. Что случилось с двигателем, придётся выяснять, разбирая механическую часть инструмента.

Если же при включении двигатель не гудит, более вероятно, что произошла поломка мотора. Вскрыв крышку прибора, необходимо определить, что именно привело к такому явлению. Это может быть обрыв цепи питания, поломка кнопки пуска или короткое замыкание в обмотках катушек. При помощи тестера определяется конкретная причина и делается соответствующий ремонт.

Бур не держится в патроне и вылетает

Недержание оснастки перфоратора может случиться в процессе длительной эксплуатации. Бур или зубило, вставленное в патрон, не держится и вылетает во время работы. Таким инструментом не только невозможно продолжать долбление, это ещё и очень опасно — вылетевшее зубило может нанести травму.

Причина недержания оснастки кроется в износе или поломке патрона. Патрон необходимо разобрать и определить, в чём заключается проблема. Возможно, деформировались шарики, появилась выработка на ограничительном кольце или просела фиксирующая пружина. Обычно после замены испорченной детали патрон снова начинает функционировать нормально.

Видео: почему вылетают свёрла из перфоратора

Искрят щётки

Искрение щёток — довольно распространённое явление при работе инструментом в условиях повышенной запылённости. Как правило, искрение является следствием выработки материала самих щёток. Исправить ситуацию поможет замена последних на новые, искры вылетать больше не будут.

Если же нет, причину нужно искать в обмотках статора или ротора. Вполне возможно, что большое количество пыли, проникающей в двигатель, привело к истиранию защитного лака, покрывающего медные проводники. А это влечёт за собой короткое замыкание. Наличие межвиткового замыкания проверяется электротехническими приборами (мультиметром).

Измерение сопротивления между ламелями производится мультиметром

Кроме того, следует учитывать, что пыль может налипать на смазку подшипника, находящегося рядом с коллектором. Чтобы это предотвратить, коллектор обезжиривают при помощи тампона, смоченного в спирте или растворителе.

Перфоратор сильно греется

Если перфоратор во время работы чрезмерно нагревается, это явный признак нарушения нормальной работы электродвигателя. Прежде всего для предотвращения перегрева надо соблюдать режим эксплуатации прибора:

  • делать паузы через определённые промежутки времени;
  • после нагрузок давать инструменту возможность поработать на холостом ходу.

При сверлении рекомендуется применять периодический режим: максимальную мощность прикладывать не более 1 минуты, затем на 3–4 секунды включать холостой ход.

Если же температура корпуса не снижается, то нужно сделать ревизию электромотора. Ощутив характерный запах из-под кожуха инструмента, нужно немедленно прекратить работу и отключить прибор из сети. Разбирать его можно только после полного остывания.

Перфоратор не держит патрон

Иногда бывает ситуация, когда на работающем перфораторе слетает патрон вместе с оснасткой. Это происходит вследствие износа крепления корпуса патрона на конце растровой втулки, которое представляет собой стопорное кольцо. При его поломке фиксация нарушается и во время толчка слетает резиновый пыльник, за которым следуют пружина и шарики.

Восстановить нормальную работу патрона можно установкой нового стопорного кольца. Делается это быстро и не требует никаких дополнительных приспособлений кроме обычной отвёртки.

Своевременный ремонт перфоратора: как правильно разобрать перфоратор Макита?

Вы доберетесь до стального шарика диаметром 7 мм поз.20.

Теперь можно снять корпус механической части Он черного цвета. При помощи шуруповерта открутите четыре шурупа в торце корпуса.

Зажав правой рукой черный корпус, надавите большим пальцем на торец вала, с которого разобрали патрон. Пластмассовый корпус легко снимется.

Дальше надо снять вал редуктора.

Чтобы отсоединить механическую часть от электрической, надо предварительно вынуть электрощетки.Помните! В нижней части корпуса ротор держится электрическими щетками, которые надо обязательно вынуть.

Проверив, что электрощетки отсоединены от ламелей ротор, подденьте отверткой металлический корпус перфоратора на границе зеленого пластикового корпуса.

Теперь переходим к отсоединению ротора от механической части перфоратора. Ротор держится в механической части за счет косозубых шестерен редуктора. Если вы возьмете в одну руку корпус ротора, а в другую корпус механической части и потяните в разные стороны, покачивая, вы разъедините эти два узла.

Получится вот такой узел в старой смазке.

из внутреннего корпуса поз.49, арт.153687-8. Очистите детали от старой смазки.

Получится вот такая гора чистых деталей. А теперь тщательно просматривайте детали, резиновые кольца сразу выбрасывайте, подобрав новые.

Бракованные детали замените на новые.

Механические неисправности перфораторов makita 2450 и makita 2470

К частым механическим неисправностям перфораторов макита относятся:

  • разрушение быстроразъемного патрона;
  • выход из строя подшипников;
  • поломка ударного механизма;
  • износ ствола перфоратора;
  • износ резинок бойка и ударника;
  • поломка шестеренок.

Ремонт патрона перфоратора производится для замены пыльника и резинового кольца, а также конической пружины и стального шарика, обеспечивающего зажим рабочего инструмента (бура). На это указывает то, что рабочий инструмент? а именно бур, плохо удерживается в патроне.

Основная причина – износ стального шарика 7.0 поз.20, арт. 216022-2. Износ шарика происходит от загрязнения канала ствола патрона вследствие попадания внутрь пыли и грязи.

Общий вид и устройство патрона перфоратора макита изображен на фото ниже.

Ремонт патрона перфоратора makita 2450 своими руками произвести несложно. Патрон надо разобрать, освободить от старой смазки, выбросить резиновые детали, заменить дефектные.

Более сложные неисправности требуют знания устройства механической части перфоратора  Макита 2450.

Определив характер неисправности перфоратора Макита, приступайте к разборке механической части, называемой редуктором.

Разберите механическую часть согласно прилагаемому видео. Освободите ее от старой смазки. Внимательно осмотрите все детали, их целостность, уровень износа. Все резинотехнические изделия при любой разборке требуют замены.

Рассмотрим ремонт ствола перфоратора. Разберем механизм полностью. Видео разборки, смазки и сборки перфоратора Макита

Ремонт частей ствола перфоратора Макита 2450

Помните! В нижней части корпуса ротор держится электрическими щетками, которые надо обязательно вынуть.

На следующем этапе из вынутого механизма надо отсоединить ротор. Ротор отсоединяется от механизма просто, вытаскиванием, поскольку держится за счет трения двух косозубых шестеренок.

Получился вот такой грязный узел.

Теперь надо отделить вал ударного механизма.

Чаще всего изнашиваются резиновые кольца, боек поз. 24, компрессорная пружина поз.18. и детали цилиндра. Вот как изнашиваются и разрушаются детали ствола при неправильной эксплуатации инструмента.

Рассмотрим самую сложную неисправность – выход из строя ударного механизма. Характерными признаками выхода из строя ударного механизма является отсутствие удара и неприятный шум работающего перфоратора в режиме «Удар».

Такая неисправность характерна для тех перфораторов, которые в процессе эксплуатации сильно придавливались к обрабатываемой поверхности.

Разобрав редуктор, удаляем обломки и куски посторонних предметов. Находим неисправную деталь и все очищаем от старой смазки.

Очень часто разрушается боек поз.24, арт. 324396-8, входящий в состав ствола. металлическое кольцо поз.27. арт. 324216-6.

Отбракуйте поврежденные детали, замените на новые, покройте тонким слоем смазки. Детали готовы к сборке. Но об этом в следующей статье.

Успехов вам!

Замена основных узлов перфоратора

Замену ключевых элементов лучше всего производить до того, как деталь приходит в негодность. Это предохранит инструмент от более тяжёлых повреждений, исправление которых обойдётся дороже и отнимет больше времени. Наиболее часто приходится выполнять замену:

  • подшипников;
  • кнопки пуска;
  • щёток;
  • патрона.

Как сменить подшипники

Если во время профилактического осмотра на подшипнике заметны потёки смазки, он трещит или хрустит при прокручивании вручную, это значит, что его пора заменить. Демонтаж подшипника производится при помощи специального съёмника, состоящего из винтовой части и приспособления для захвата корпуса гильзы подшипника. Затяжка резьбы создаёт усилие, которое снимает подшипник с вала.

Съёмник приводится в действие вращением резьбовой штанги

Установка нового подшипника на рабочее место производится с набивкой резиновым или деревянным молотком

При установке важно не допустить перекоса оси подшипника относительно оси вала. Смазка на деталь наносится после установки

Как меняется кнопка пуска

Чтобы заменить кнопку пуска, необходимо снять крышку, закрывающую электрооборудование перфоратора. Затем следует отсоединить контакты проводников, подключённых к ней, и вытащить корпус кнопки из посадочного места. На это место установить новую кнопку, подсоединить контакты и собрать всё в обратном порядке.

Кнопка включает мотор и регулирует его обороты

Как вытащить и поменять щётки

Замена угольных щёток коллектора осуществляется электромонтажной отвёрткой. Если открутить крышку, появится доступ к щёткам. Каждая деталь поочерёдно извлекается из гнёзд щёткодержателя. В некоторых моделях различается устройство прижимного механизма, как правило, это спиралевидная пружина, которую надо во время замены снять.

Для извлечения щёток необходимо отогнуть спиральную пружинку

Как произвести ззамену патрона

В большинстве случаев патрон можно отремонтировать. Если износ отдельных деталей превысил допустимые пределы или повреждены резиновый пыльник и пластмассовая юбка, целесообразнее поменять патрон целиком.

Замена патрона перфоратора производится с помощью отвёртки

Процедура замены патрона понятна из описанного выше порядка разборки перфоратора.

Ремонт перфоратора своими руками

Перфораторы, вне зависимости от вида, чаще всего эксплуатируются в достаточно сложных условиях, которые сопровождаются вибрациями, ударной силой и значительным количеством пыли, что может провоцировать появление механических и электрических поломок. Наиболее характерные поломки электрики чаще всего бывают представлены проблемами пусковой кнопки и износом щеток. Исправлять неисправности двигателя своими руками не рекомендуется. Такие проблемы устраняются только профессиональными электриками-обмотчиками.

Кнопку и графитовые щетки приобрести и заменить самостоятельно достаточно просто, и чаще всего они идут в качестве дополнительного комплекта к инструменту. Главным условием правильной замены при условии ремонта своими руками является строгое соблюдение расположения контактов конфигурации и зажима в соответствии с заводским подключением. Выход из строя электрики сопровождается чрезмерным искрением, шумом и характерным запахом гари, исходящим от корпуса.

Если инструмент не включается, то причиной может быть как поломка электрики, так и сбой в механической части. Механическая часть может прийти в негодность в результате негативного воздействия пыли и грязи, которые попадают в подвижные части перфоратора, а также при превышении допустимой нагрузки. Чтобы минимизировать риск полоски механики нужно регулярно отдавать инструмент на профилактическое обслуживание в ремонтную мастерскую, где будут правильно подобраны смазка и подшипники, а также ударные комплектующие.

Разборка инструмента

При нестабильной работе инструмента, появлении нехарактерных звуков, шума и запаха гари, а также отсутствии включения, перфоратор требуется правильно разобрать:

  • развести редуктор и корпус прибора до образования щели, шириной в 305 см;
  • перевести переключатель в ударное положение и снять переключатель;
  • демонтировать корпус с редуктора;
  • ;
  • отсоединить рычаг переключателя режимов;
  • снять якорь, открутив три болта и сняв крышку.

Поэтапный поиск и устранение поломок

К категории наиболее частых и распространённых проблем, сопровождающих эксплуатацию бытового и профессионального перфоратора, относятся как быстро и легко устранимые, так и требующие обслуживания в ремонтных мастерских. Все перечисленные ниже проблемы требуют замены поврежденных элементов.

ПроблемаПричина
Трещины на стволовой частиСтолкновение работающего под нагрузкой бура со стальной арматурой в глубине высверливаемого отверстия
Поломка бойка на ударном механизмеСтолкновение работающего под нагрузкой бура со стальной арматурой в глубине высверливаемого отверстия
Критичный уровень износа внутренней стволовой поверхностиДлительный период эксплуатации перфоратора при отсутствии смазки хвостовиков бура и зубила
Повреждение зубов на шестеренкахПадение инструмента или попадание на работающую шестерню твердого фрагмента строительного мусора
Слом муфты на сцепленииВыполнение переключения рабочих режимов под нагрузкой
Заклинивание и проворачивание опорного подшипника в посадочном гнездеСистематическое попадание внутрь опорного подшипника строительной пыли или неправильный, несвоевременный уход
Задиры на ламелях у якоряОтсутствие контроля состояния и степени изношенности угольных щеток
Износ защиты обмотки электродвигателяПадение при отсутствии остановки двигателя

Особенности ремонта бочкового перфоратора

Ремонт бочкового перфоратора имеет те же принципы, что и простой. Основное отличие в конструкции и количестве элементов.

Замена щёток

  1. Снимите нижнюю крышку корпуса и увидите заглушки, которые надо открутить.

    Открутите заглушки

  2. Щётки имеют пружинки, поэтому после извлечения заглушек пружинки приподнимутся над корпусом, и вы легко сможете вытащить щётки.

    Извлеките щётки

Замена щёток у бочкового перфоратора

Ударный механизм и ремонт редуктора

Основное отличие бочкового перфоратора от простого в конструкции редуктора. Некоторые модели имеют ударный механизм с пьяным подшипником.

Бочковой перфоратор с пьяным подшипником

Бочковой перфоратор с пьяным подшипником

Но у большинства перфораторов кривошипно-шатунный ударный механизм.

Бочковой перфоратор с кривошипно-шатунным ударным механизмом

Кривошипно-шатунный ударный механизм у бочкового перфоратора

Все шестерни и подшипники необходимо проверять и смазывать. Изношенные менять. Чтобы разобрать такую конструкцию, нужно раскрутить болты на корпусе. Ствол выбивается из корпуса резиновым молотком. Подшипники снимаются съёмником.

  1. После снятия ствола нужно извлечь растровую втулку с бойком. Для этого необязательно разбирать весь корпус.

    Растровая втулка с бойком

  2. Деревянной колотушкой постучите по рёбрам металлического корпуса редуктора.
  3. Сначала выйдет боёк, потом втулка.

Неисправности и их причины

Частые неисправности перфоратора:

  • не включается. Проверить электрическую цепь;
  • перфоратор не бьёт. Поломка в ударном механизме;
  • инструмент не крутит, не сверлит. Причины: подшипники якоря, шестерня якоря, редуктор;
  • бур вылетает, не держится. Неисправность патрона или растровой втулки;
  • искрение в корпусе электрики. Причины: нарушение изоляции обмотки якоря, износ щёток, коллектора, засорение щёткодержателей;
  • искрение в области кнопки включения. Неисправность контактов кнопки или проводов;
  • перфоратор греется. Причина в износившихся щётках, коротком замыкании витков обмоток, плохой смазке редуктора;
  • перфоратор не держит патрон. Сломалось стопорное кольцо или фиксирующая шайба.
Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий