Перфоратор Макита: ремонт своими руками
Технология диагностики и устранение неисправностей идентичны другим устройствам. Для начала следует разобрать инструмент, сняв корпус, после чего извлечь устаревшую смазку и загрязнение.
Узлы, которые перестали работать, рекомендуется заменить. После этого все составные элементы механизма устанавливаются в исходное положение.
Для корректной работы рекомендуется тщательно изучить каждый пункт ремонта. Для восстановления функционала патрона 2010, режимного переключателя и корпуса следует выполнить следующие действия:
- Снять патрон
- Снять переключатель
- Устранить дефекты во внутренней части корпуса
- Нанести смазку и заменить изношенные детали
Как разобрать перфоратор и редуктор?
При разборке редуктора, рекомендуется придерживаться следующей инструкции:
- Установить перфоратор на жесткую поверхность, подняв его ствол вверх
- Поступательными движениями вытягивать оболочку, прижимая инструмент к столу. Такое положение предотвратит случайное смещение составных элементов
Сборка перфоратора Макита
После того как ремонт будет произведен, следует установить все извлеченные детали в первоначальное положение. Рекомендуется нанести свежий слой смазки на все необходимые детали.
Перед тем как собирать, корпус очищается с помощью керосина или бензина. Очищенную оболочку возвращают на место. Режимный переключатель не должен находиться в ней.
Схема Makita HR 2450
Система перфоратора Макита-2450 состоит из множества взаимодополняющих узлов и списка запчастей. Среди наиболее значимых элементов, особенности которых следует учесть при ремонтных работах, выделяются следующие:
- Кольцевое запорное устройство. Оно предназначено для удержания шарового элемента, фиксирующего бур. Шайба и пружина направляют его
- Стопорное кольцо. Оно необходимо для корректного снятия крышки патрона
- Четыре винта соединяют редуктор и двигатель, исключая вибрации. В схеме имеется большое число резиновых компонентов. Нередко они являются причиной неисправности.
Описания упомянутых узлов будет достаточно для качественного ремонта.
Схема подключения кнопки дрели с регулятором оборотов и реверсом
Собственно наглядная схема подключения показана на расположенном ниже изображении.
Дам несколько уточнений.
- На рисунке самый распространенный тип рассматриваемой запчасти. Крепление электропроводов от сетевой вилки осуществляется к клеммам, которые имеют болтовое крепление. Остальные втыкаются в самозажимные контакты. Если ваша кнопка не такая, то лучше по старому экземпляру сделать пометки, что куда крепится. Также на самом корпусе может быть нарисована схема, по которой тоже можно сориентироваться.
- Если вы подключили конденсатор так, как было написано выше, то после подсоединения проводов от вилки у вас на нижней части корпуса останутся только два контакта, куда нужно воткнуть два кабеля от статора. Обычно они имеют такое же положение на статоре, как на рисунке. Их длина должна быть больше, чем у двух других, чтобы они могли дотянуться до своих зажимов. При этом нет разницы, какой провод в какой из двух контактов втыкать.
- К зажимам реверса подключаются оставшиеся два электропровода от статора, а также кабели от щеток. При этом соединение осуществляется по диагонали: провода от статора втыкаются по разные стороны в диагонально расположенные контакты; и от щеток также. При этом от того, куда конкретно будут воткнуты провода, зависит только то, в какую сторону будет вращаться патрон при определенном положении курка реверса. Главное подсоединять диагонально.
Такова схема подключения. Надеюсь, что у вас получится все правильно подключить и дрель будет работать как надо.
Электрическая дрель является одним из самых распространенных инструментов в домашнем хозяйстве. И очень плохо, когда она вдруг перестает работать. В таких случаях очень хочется провести ремонт дрели своими руками.
Конструкция дрели или перфоратора достаточно проста. Разные модели инструмента в основном отличаются только различием в компоновке деталей и качестве их изготовления. Универсальность используемого принципа работы и конструкций позволяет произвести самостоятельный ремонт дрели в большинстве случаев неисправностей.
Ремонт перфораторов Бош своими руками
Если какие-то детали в инструменте повреждены, сломались или плохо выполняют свою функцию, то их просто нужно заменить. Если щётки истерлись, то при разборе их попросту заменяют новыми. Патрон перфоратора при замедленном вращении ободка, изношенный пыльник, вышедшие из строя подшипники также заменяют. Но есть и другие неисправности, которые вы в силах починить. Если происходит пробой обмотки, то надо перемотать статор и якорь. Нужно следить за смазкой и время от времени смазывать некоторые части.
Ремонт перфораторов Бош 2 26
Перед тем как что-то исправлять в данной модели, нужно ознакомиться с особенностями устройства, схемой и принципом действия. Роторный вал передаёт вращение на вал ствола через промежуточный вал, подшипник которого направляет возвратное движение на ударный поршень.
При разборке ствольного вала в ударном блоке нужно обратить особое внимание на фиксацию прямозубой шестерни. Перед тем как её снять, необходимо вынуть 3 штифта, на которых она фиксируется в данной модели
Ремонт перфораторов Бош 2 24
В этом перфораторе bosch gbh 2 24 dsr промежуточный вал состоит из детали переключения, узла подшипника и муфты сцепления. Последняя портится чаще всего, потому что в ней зубья быстро изнашиваются. Ремонт данной поломки заключается в том, чтобы подправить профиль зубов зацепления. Частенько можно заметить, что нет удара. Перфоратор может постепенно переставать долбить из-за износа резиновых деталей, которые нужно вовремя заменять. А если применять больше чем нужно силы, это может привести к тому, что в ударном поршне заклинит боек.
Ремонт перфораторов Бош 2-28
В данной модели инструмента иногда изнашиваются шлицы. В данном случае необходимо разобрать редуктор (он практически аналогичен Бошу 2-24, только отличается подшипник). Лучше заменять весь ствол, потому что вместе со шлицами изнашиваются и бойки.
Как видим, ремонт перфораторов можно делать дома своими руками. При этом не тратить большие суммы на различные виды ремонта в сервисных центрах, которые, как мы знаем, стоят очень недёшево. Но не стоит забывать о том, что при этом нужно придерживаться правил пользования и техники безопасности.
Наибольшее распространение среди профессиональных строителей России получили перфораторы Bosch, а среди любителей бытовые модели Bosch 2–20, 2–24, 2–26.
Перфораторы не только хорошо работают, но и легко ремонтируются. На них легко можно найти любую, вышедшую из строя деталь.
В конструкциях описываемых перфораторов заложен один и тот же принцип, передавать вращательный момент от ротора к валу ствола ударного блока с одновременной передачей поступательного импульса на рабочий инструмент.
Конструктивно перфораторы выполнены по одинаковой схеме, но отдельные узлы или детали имеют свои особенности.
Если знать специфические различия между моделями описанных перфораторов Bosch, то разборка и ремонт своими руками не составят особого труда.
Наряду с оригиналами на российском рынке присутствует большое количество подделок инструментов, включая перфораторы Bosch.
Ниже описаны конструктивные особенности моделей и способы их разборки и ремонта своими руками.
Читать также: Калькулятор расчёта провода по мощности
Принцип работы перфоратора Bosch
Принцип работы перфораторов одинаковый, а вот конструктивные особенности различаются.
Основные детали, используемые в перечисленных моделях перфораторов Bosch, взаимозаменяемы. Это касается механического и электрического узла.
Но есть узлы и делали, отличающиеся используемыми деталями.
Чтобы выполнить ремонт перфоратора Bosch 2–20, 2–24, 2–26, надо эти различия знать. Знание особенностей конструкции каждого перфоратора облегчает процесс ремонта, нахождения поломок и их устранения.
Конструкции перфораторов Bosch настолько простые, что позволяют выполнить несложный ремонт, практически своими руками и заменить любую деталь без обращения в сервисные службы. Надо обладать навыками сборщика, иметь элементарные знания электротехники и понимать принцип работы перфоратора.
Дефекты и неисправности перфоратора
Чтобы разобраться с дефектами и неисправностями электроинструментов данного типа, наша команда рассмотрела несколько популярных брендов и определила причины наиболее распространенных поломок:
- Повышенный износ рабочего элемента;
- Появление трещин на ручке и корпусе;
- У аккумуляторных моделей батареи недолговечны;
- Частые перегибы провода у электрических моделей;
- Неполадки ударного механизма и его взаимодействия с обычным;
- Недолговечность подшипников, патрона, деталей с зубьями, предохранительной муфты.
Почему нагревается перфоратор
Чаще всего причиной этому является продолжительность времени работы и большие нагрузки на инструмент. Двигатель взаимодействует с рабочими узлами, в результате чего может возникать перегрев. При его появлении – отключите инструмент, дайте ему время остыть – не менее получаса.
Если перфоратор долбит, но не сверлит
- Коническая пружина держит муфту, в случае ее ослабления может возникнуть проблема;
- Стопорный ролик перестал фиксировать большую шестерню вала;
- Перестает работать фиксатор инструмента в стволе.
В этом случае достаточно заменить или подтянуть проблемные запчасти, произвести запуск в щадящем режиме.
Запах из перфоратора
Сторонние запахи могут возникать в момент перегрева или повышенной нагрузки, на которую не рассчитана модель. Если же он новый или только из ремонта – скорее всего, детали попросту не притерлись, и потребуется время на этот процесс.
Перфоратор не работает
- Короткое замыкание, которое привело к сгоранию ротора или статора;
- Полный износ угольных электрощеток;
- Держатели щеток ослабли и не держат их;
- Выгорели ламели на коллекторе;
- Оборвалась обмотка на роторе или статоре;
- Поломка аккумулятора;
- Перегнут шнур подключения к сети.
Обмотку можно произвести в домашних условиях. Если вы беретесь заменять щетки, покупайте сразу две, независимо от того, испорчена одна или обе. При возникновении короткого замыкания замените сгоревшие детали на исправные. Если проблемы заключаются в проводе или аккумуляторе – купите новые и смонтируйте их на место старых.
Из перфоратора течет масло
Утечка – прямой показатель износа некоторых деталей внутри механизма. Раскрутите модель и сделайте диагностику, произведите замену смазки при необходимости.
Не работает реверс
Причиной является поломка кнопки переключения режимов. Разберите заднюю панель и, при необходимости, осуществите замену контактов.
Щётки перфоратора
Щётки – это детали, которые являются проводниками тока от кабельного шнура до обмотки коллектора. Контакт этих элементов запускает в работу вращение якоря и регулирует его скорость. В перфораторе или дрели они с помощью переключателя управляют направлением оборотов. Даже при максимально бережном использовании инструмента имеют свойство истираться и подлежат замене.
Читать также: Как настроить тюнер спутниковой антенны самостоятельно украина
Самыми распространенными причинами износа являются:
- Очень жёсткая пружина
- Некачественный коллектор, который своими жёсткими рёбрами стирает щетки
В случае нечастого применения электроинструмента в работе, щётки можно менять один раз в год с целью профилактики поломки. Если ваш инструмент предназначен для ежедневной интенсивной работы, к нему необходимо присматриваться. Существуют некоторые признаки, которые указывают на их изнашивание:
- Искрение в коллекторе стало повышенным
- Двигатель не развивает обороты, а мощность перфоратора во время работы снизилась
Почему искрит перфоратор:
- Неправильная установка
- Изношенное состояние
- Неправильно установлены щеткодержатели
- Плохое прилегание к коллектору
- Детали слишком сильно прижаты
- Используются комплектующие не той марки, что инструмент
Любая из вышеперечисленных причин означает: следует разобрать перфоратор и осмотреть.
Неисправности перфоратора
Условно все повреждения инструмента можно разделить на две основные группы — электрические и механические.
Механические повреждения. Зачастую обнаружить неисправность механического типа можно даже на слух. Появление скрежета и повышенного шума во время работы устройства сигнализируют оператору о необходимости провести проверку и ремонт перфоратора. А также возможно повышение вибрации прибора и появление неприятного запаха из корпуса устройства.
К механическим неисправностям относятся:
- поломка устройства, которое осуществляет переключение режимов работы прибора;
- преждевременный износ резиновых уплотнителей бойка и ударника;
- повреждение ударного механизма;
- износ ствола агрегата;
- поломка рабочих зубьев шестерёнок;
- неисправность патрона для удержания ударных приспособлений.
Электрические неисправности
Этот тип поломок также может сопровождаться появлением неприятного запаха из корпуса прибора, а также наличием искрения при вращении двигателя
Особое внимание нужно обратить на появление дыма и быстрый нагрев деталей электродвигателя
К неисправностям электрического типа относятся:
- устройство не включается;
- выход из строя кнопки пуска;
- засорение коллектора электродвигателя;
- повреждение или износ щёток;
- наличие плохого электрического контакта в цепи прибора;
- потеря электрических свойств (перегорание) обмоток ротора или статора мотора.
Советы
При должном уходе и периодической чистке инструмента срок его службы значительно увеличится. Нелишним будет соблюдение некоторых правил эксплуатации перфоратора, чтобы снизить риск возникновения неисправностей.
- Перед началом использования осмотрите состояние прибора.
- По завершении работы очистите аппарат от грязи. Можно воспользоваться воздушной струей, например, из пылесоса.
- Если для работы с электрическим устройством понадобилась его транспортировка в холодный период года, перед использованием дайте ему отогреться (смазка должна оттаять).
- Придерживайтесь норм эксплуатации, указанных в инструкции.
- Храните инструмент в тепле, сухом помещении.
- Не допускайте попадания влаги, а также конденсата из воздуха.
- Если аппарат долго не используется, хранить его лучше в полиэтилене и картонной коробке.
О том, как устранить неполадки в перфораторе Makita — следующее видео.
Как проверить годность ротора перфоратора Макита
Проверку годности ротора в перфораторе Макита начинают с его демонтажа из корпуса. Но вначале надо провести внешние исследования. Если в роторе искра от щеток на коллекторе охватывает вес коллектор, если в процессе работы перфоратор не развивает обороты и у него упала мощность, это первый признак неисправности ротора.
Как достать ротор из корпуса Чтобы достать ротор из корпуса, надо разделить черный и зеленый корпуса как и в случае с демонтажем статора.
Вытаскиваем ротор
Отсоединив корпус статора, возьмите корпус редуктора(черного цвета) в правую руку, а ротор в левую и потяните в разные стороны до их полного разъединение. Ротор держится в редукторе за счет трения косозубых шестеренок.
А это ротор
Тщательно осмотрите коллектор ротора. На нем не должно быть следов царапин от щеток. Ламели коллектора должны быть чистые.
Чистый коллектор
Для проверки целостности коллектора надо воспользоваться прибором для обнаружения короткого замыкания. Прозвонку цепей легче всего производить согласно принципиальной электрической схемы перфоратора Makita 2470,2450. Кстати, такой прибор можно смастерить и самому, если умеете общаться с паяльником.
Схема пробника КЗ витков
Если вы убедились в неисправности ротора, то можно установить новый, а можно попытаться восстановить вышедший из строя.
Устройство перфораторов Макита 2450 и 2470
Перфоратор Makita условно состоит из электрической и механической частей. Причем, в пластмассовом корпусе черного цвета располагается механический узел перфоратора, а под зеленым пластмассовым корпусом скрывается электрическая часть перфоратора.
Порядок разборки механической части перфоратора
Механический узел предназначен для передачи вращательного момента вала к инструменту, создавая не только крутящий момент и поступательный ударный импульс.
Задача механического узла, передавать вращение от ротора к инструменту, обеспечивая инструменту при этом продольное перемещение.
Разборка перфоратора начинается со снятия быстроразъемного патрона.
Детали быстроразъемного патрона
Разобрав патрон, выкрутите четыре винта поз.10, скрепляющих крышку корпуса редуктора поз.14 механического блока и корпус перфоратора и, надавливая на торец вала перфоратора, снимите черную пластмассовую крышку.
Снимаем крышку механического блока
Чтобы вынуть механический блок из зеленого корпуса статора, надо:
- 1. Выкрутить три винта поз.70,75,76, держащих крышку поз.69 в ручке перфоратора;
- 2. Снять крышку;
- 3. Освободив пружины щеткодержателей поз.63,66, достать угольные щетки поз.65.
Теперь можно вытаскивать механический блок из корпуса статора.
Вид механического блока
Освободив механический блок, необходимо отсоединить от него ротор. Ротор поз. крепится в механическом блоке за счет трения зубьев шестеренок и вытаскивается путем пошатывания и разъединения одновременно.
Разборка механического блока ударного узла
Механический узел собран на внутреннем корпусе поз.49. Для снятия промежуточного вала надо выкрутить в основании корпуса два болта поз.43. Еще промежуточный вал фиксируется рычагом переключателя режимов.
Два слова о переключателе режимов
В перфораторах Макита 2450, 2470 установлен рычаг, который обеспечивает инструменту три режима работы. Перфоратор может просто сверлить, просто долбить, и долбить с одновременным сверлением. Рычаг переключателя надет на ось внутреннего корпуса и фиксируется компрессионной пружиной поз.85, шайбой поз.87 и стопорным кольцом поз.86.
Пришло время снять промежуточный вал.
Промежуточный вал
Разборка промежуточного вала
Для разборки промежуточного вала воспользуйтесь схемой, прилагаемой настоящей инструкцией.
Фото схемы промежуточного вала с указанием порядка разборки
С вала поз.40 снимите по порядку:
- а). подшипник поз.46 и кольцо поз.47;
- б). прямозубую шестеренку поз.42;
- в). подшипник качения поз.41;
А с другой стороны вала снимите:
- г). плоскую шайбу 12 поз.35;
- д). подшипник 606 поз.36;
- е). стопорное кольцо S-7 поз 37;
- ж). компрессионную пружину 7 поз.38;
- з). муфту сцепления поз.39.
Порядок разборки вала ствола ударного механизма
Для разборки вала ударного механизма необходимо вытащить его из внутреннего корпуса.
Из вала надо вытащить цилиндр поз.32, вставленный во внутреннюю полость вала.
Цилиндр разбирается очень просто:
- 1. Из него надо достать ударник поз.30;
- 2. Выбивается шарнир поршня поз.34;
- 3. Снимаются две плоские шайбы поз.33,35.
Цилиндр разобранный
Чтобы разобрать сам вал поз.21 ударного механизма, надо со стороны вала установки патрона снять:
- — кольцевую пружину 28 поз.16;
- — шайбу 30 поз.17;
- — компрессионную пружину 31 поз.18;
- — прямозубую шестерню 51 поз.19;
- — стальной шарик 7,0 поз.20.
А со стороны внутренней полости вала надо снять:
- — кольцевую пружину 28 поз.29;
- — резиновое кольцо поз.28;
- — металлическое кольцо поз.27;
- — резиновое кольцо 15 поз.26;
- — кольцо 9 поз.25;
- — плоскую металлическую шайбу 28 поз.22.
Вал ствола в разобранном виде
Разборка электрической части перфоратора Макита 2450, 2470
В состав электрической части перфоратора Makita 2450,2470 входят:
- ротор поз.54;
- статор поз.59;
- выключатель TG813TLB-1 поз.68;
- угольные щетки СВ-419 поз.65;
- щеткодержатель поз.63,66.
Для снятия статора достаточно постучать по торцу пластмассового зеленого корпуса со стороны статора деревянной киянкой или бруском.
Но сначала надо выкрутить два самонарезающих винта 4×60 мм поз. 57.
При частом постукивании по корпусу, статор самопроизвольно выступает за края корпуса, а дальше вынимается руками.
Остальные элементы электрической части перфоратора Макита 2450 или 2470 демонтируются легко, поскольку ничем не крепятся.
Разборка перфоратора закончена.
Перфоратор Макита 2450 разобран
Признаки подделки
Из-за большой популярности представленного оборудования нередки случаи его подделки. Существуют характерные особенности, которые определяют ненастоящий перфоратор HR 2450. К ним относится короткий шнур (около 0,5 м). Буквы на черных застежках чемодана у подделки матовые, а у оригинала — блестящие.
На фото перфоратора в инструкции у настоящего изделия фон светло-серый, почти белый. У копии будет темный, глухой цвет заднего плана изображения.
Если на чемоданчике модели HR 2450 указана в качестве производителя Япония, это ненастоящий инструмент. На оригинале написано: «Made in P.R.C.», т. е. «сделано в Китае».
«Макита 2450» включает в себя обрезиненную ручку, на которой указан серийный номер. Все детали чемоданчика также должны содержать каждый свое обозначение. У подделки ручка выполнена не из резины, а из пластмассы. Это также должно стать сигналом о необходимости отказаться от покупки такого инструмента.
Неисправности переключателя
В процессе ознакомления с вопросом, как собрать «Макита 2450», следует выяснить частые неисправности переключателя. Они могут быть вызваны износом металлических штырей. В этом случае не будет включаться какой-нибудь из режимов. Потребуется заменить переключатель. Это следует сделать и в случае поломки посадочных выступов.
Если же износилось резиновое кольцо, будет происходить незначительное вытекание смазки. Придется его заменить.
Случается, что у фиксатора ломается клювик, которым он крепится к впадинам редуктора. Могут повредиться лапки фиксатора. Чтобы избежать всех вышеперечисленных поломок, нужно аккуратно обращаться с инструментом.
Механические поломки перфоратора
Механические поломки перфоратора чаще всего определяются визуально, на звук или на ощущения. Инструмент начинает работать с рывками, появляются непривычные шумы и скрежет, ощущается неприятные запахи, идущие изнутри корпуса.
Схема основных деталей перфоратора, которые часто ломаются
Очень часто в перфораторах выходит из строя переключатель режимов работы, который находиться на корпусе инструмента и постоянно подвержен загрязнению. Ремонтируется он легко: для этого нужно снять часть корпуса где он расположен, определить причину неисправности, удалить ее или заменить переключатель на новый.
Также основную часть потока пыли на себя принимают патроны инструмента: быстрозажимной и SDS-Plus. Первый тип (быстрозажимной) начинает требовать больше усилий при зажиме сверла. Чтобы восстановить его работоспособность нужно промыть патрончик в бензине и он снова будет готов к работе.
Патроны инструмента: быстрозажимной и SDS-Plus
Что касается SDS-Plus, то ремонт заключается в продувке сжатым воздухом место посадки режущего инструмента (бура) и в нанесении смазки на хвостовик бура. Вообще, хвостовик любого размера бура перед работой должен всегда протираться мягкой ветошью и смазываться графитовой смазкой.
К механическим поломкам можно отнести выход из строя «пьяного» подшипника ударного механизма и самого механизма в целом. Подшипник, естественно, можно заменить, как можно заменить и некоторые детали ударного механизма: манжету тарана, поршень и шестерни.
Качающийся (пьяный) подшипник HITACHI DH 24 PB 3
В некоторых случаях достаточно заменить лишь смазку в этих деталях. Бывает что разбиваются посадочные места в корпусе перфоратора, где располагаются рабочие детали. Здесь уже дело посложнее и скорей всего будет дорого стоить.
Смена подшипников и кнопки пуска
Иногда возникает необходимость в смене подшипников. Во время осмотра можно заметить, что если его прокрутить вручную, то он может издавать странные звуки типа треска или хруста. Это означает, что подшипник нуждается в замене. Для этого можно использовать специальный съёмник, он состоит из винтовой части и части, которая приспособлена для захвата гильзы подшипника. После демонтажа требуется установка нового подшипника, для этого обычно пользуются молотком из резины или дерева, лёгкими ударами которого нужно поставить подшипник на своё место
Важно не прилагать чрезмерных усилий, чтобы ось подшипника не сместилась относительно оси вала
Также может возникнуть необходимость в замене кнопки пуска, для этого сначала снимается крышка, которая является корпусом для защиты внутренних деталей перфоратора. После этого контакты проводников, которые подключены к кнопке, отсоединяются, а сама кнопка вытаскивается из посадочного места. Теперь остаётся взять новую кнопку и произвести все вышеуказанные действия в обратном порядке.
Смена подшипников и кнопки пуска
Иногда возникает необходимость в смене подшипников. Во время осмотра можно заметить, что если его прокрутить вручную, то он может издавать странные звуки типа треска или хруста. Это означает, что подшипник нуждается в замене. Для этого можно использовать специальный съёмник, он состоит из винтовой части и части, которая приспособлена для захвата гильзы подшипника. После демонтажа требуется установка нового подшипника, для этого обычно пользуются молотком из резины или дерева, лёгкими ударами которого нужно поставить подшипник на своё место
Важно не прилагать чрезмерных усилий, чтобы ось подшипника не сместилась относительно оси вала
Также может возникнуть необходимость в замене кнопки пуска, для этого сначала снимается крышка, которая является корпусом для защиты внутренних деталей перфоратора. После этого контакты проводников, которые подключены к кнопке, отсоединяются, а сама кнопка вытаскивается из посадочного места. Теперь остаётся взять новую кнопку и произвести все вышеуказанные действия в обратном порядке.