Конструкция и принцип работы механизма сцепления бензопилы
Большинство пильщиков не понимают принципа работы механизма сцепления бензопилы. При работе знать принцип функционирования не обязательно, а вот когда возникают неисправности, то, чтобы их устранить, понадобится выяснить конструкцию и особенности работы бензопильной муфты.
Современные бензопилы оснащаются механизмами сцепления центробежного типа. Центробежная муфта — это означает, что ее работоспособность зависит от вращающего момента двигателя. Главное назначение муфты на бензопиле в том, чтобы обеспечить передачу крутящего момента с коленчатого вала двигателя на пильную гарнитуру (цепь). Работает устройство в автоматическом режиме, а как это происходит, выясним детально.
Механизм сцепления состоит из следующих конструктивных элементов:
- Барабан со съемной или несъемной звездочкой — представляет собой передаточный механизм
- Фрикционные накладки — под воздействием центробежной силы перемещаются, входя в зацепление с барабаном
- Пружина — обеспечивает прижатие накладок к коленчатому валу
Теперь о принципе действия муфты бензопилы. Когда заводится двухтактный двигатель инструмента, начинает вращаться коленчатый вал. К валу крепится муфта, с которой при помощи звездочки соединяется цепь. Когда бензопила работает на холостом ходу (скорость вращения вала до 2700 оборотов в минуту), то есть не нажимается курок акселератора, то пружина прижимает фрикционные накладки, в результате чего крутящий момент не передается на барабан.
Как только пильщик берет в руки инструмент и начинает увеличивать обороты (максимальные до 14000 об/мин), цепь начинает перемещаться по шине. Происходит это за счет того, что увеличивается скорость вращения коленчатого вала. За счет силы инерции фрикционные накладки (их еще называют противовесами) перемещаются, и входят в зацепление с внутренними стенками барабана. В результате происходит перемещение барабана, который соединен со звездочкой. Вращающаяся звездочка приводит в действие цепь.
Принцип работы механизма простой, что обусловлено его не сложной конструкцией. Если из строя выходит эта деталь, то соответственно работать бензопила не будет. Подробное описание принципа работы механизма сцепления бензопилы описано в .
Это интересно! Муфта выполняет роль не только передаточного механизма, но еще и защитного устройства. Она предохраняет двигатель бензопилы от преждевременного выхода из строя при заклинивании цепи в распиливаемой древесине.
Видео: Как Поменять Звездочку На Бензопиле Carver
- используйте несколько цепочек (желательно три). Это бензопилы, которые не нужно постоянно затягивать через плотную рабочую цепь. Работа трех цепочек по очереди спасет жизнь звезды и задержит ее замену;
- качественное обслуживание подшипника ведущей звездочки. Эта деталь играет важную роль в работе двигателя. Для смазки рекомендуется специальное масло. Подшипник звездочки не фиксируется постоянно, но периодически смазывается. Вы можете использовать обычные масла от Repsol или Husqvarna.
Разумно ли пытаться исправить или обострить звездочку?
Стоимость этой запчасти невелика, самовосстановление или попытка восстановить изношенную деталь никогда не приводит в действие бензопилу. Рекомендуется заменить детали на новые с признаками износа.
Как открутить звездочку на бензопиле:
Какие инструменты необходимы для замены звездочки
Для замены ведущей (ведущей) звезды потребовались следующие инструменты и аксессуары:
- специальный ключ для удаления этой части (обычно в комплекте с дорогой фирменной бензопилой;
- занос из алюминия или меди.
- молоток (для нанесения удара в процессе отвинчивания звездочки);
- плоская отвертка для затяжки гайки;
- смазка для звездочки.
Проблемы в конструкции, различия между разными моделями
Фирменные бензопилы имеют специальную конструкцию, которая не позволяет заменить изношенный привод, не снимая сцепление и другие части бензопилы. То есть пила должна быть почти полностью разобрана. Более современные модели дорогих бензопил всегда оснащены специальным ключом.
Кроме того, владелец бензопилы может столкнуться с этим нюансом: на импортных китайских бензопилах или электроприводах звездочки на механизме сцепления могут быть расположены необычно. На старых моделях при износе зубьев цепи необходимо открутить и заменить барабан, встроенный в привод. На более новых моделях звезду можно заменить отдельно.
Алгоритм самозаменения барабанной муфты со звездочкой
Кроме того, эта замена описана подробно.
Для процедуры замены звездочки сделайте следующее:
снять крышку тормозных цепей и снять натяжные ремни;
используйте гаечный ключ, чтобы ослабить гайки, которые удерживают натяжение цепи и крышку бензопилы;
Снимите цепь, а затем удалите мусор и опилки из монтажных отверстий;
фиксированный поршень или специальный зажим;
муфта начинает вращаться и делает это до тех пор, пока поршень не коснется гнезда;
пробка или шнурок для фиксации, завязывание нескольких узлов (пробка закроется сама);
откручиваем гайку сцепления (обратите внимание. резьба этой гайки остается, учтите это при откручивании);
гайки сцепления из мягкого металла;
затем муфта снимается;
после того, как они снимают саму передачу;
заменить старую звезду новой;
в обратном порядке
сборка конструкций.
Замена Ведущей Звездочки На Бензопиле Партнер
Как снять и поменять звездочку с бензопилы?
Многих хозяев бензиновых цепных пил после поломки устройства тревожит вопрос о том, как снять звездочку бензопилы.
При проведении подмены звездочки, все работы должны проводиться аккуратненько и с осторожностью. Конструкция устройства бензопилы представляет собой классический механизм, который приводится в действие при помощи двигателя внутреннего сгорания
В конструкции агрегата употребляется один из более обычных одноцилиндровых двухтактных карбюраторных движков, которые работают на бензине. Простота устройства мотора и конструкции бензопилы в целом является залогом неотказной и надежной работы приспособления в томных критериях эксплуатации. Эксплуатация бензопилы не просит от оператора огромного объема познаний и умений. Единственным условием долгого и бесперебойного использования устройства является воплощение постоянного технического осмотра и обслуживания приспособления. В процессе работы с устройством требуется часто проводить подмену изнашивающихся узлов. Для уменьшения износа инструмента следует держать под контролем качество смазывания пильной цепи, ее натяжение, степень износа цепи и степень износа ведущей звездочки
Конструкция устройства бензопилы представляет собой классический механизм, который приводится в действие при помощи двигателя внутреннего сгорания. В конструкции агрегата употребляется один из более обычных одноцилиндровых двухтактных карбюраторных движков, которые работают на бензине. Простота устройства мотора и конструкции бензопилы в целом является залогом неотказной и надежной работы приспособления в томных критериях эксплуатации. Эксплуатация бензопилы не просит от оператора огромного объема познаний и умений. Единственным условием долгого и бесперебойного использования устройства является воплощение постоянного технического осмотра и обслуживания приспособления. В процессе работы с устройством требуется часто проводить подмену изнашивающихся узлов. Для уменьшения износа инструмента следует держать под контролем качество смазывания пильной цепи, ее натяжение, степень износа цепи и степень износа ведущей звездочки.
До того как проводить ремонт бензопилы, следует изучить ее конструкцию. Чтоб выполнить подмену 1-го из главных частей конструкции устройства — ведомую звездочку — требуется изучить принцип работы сцепления агрегата.
Конструкция сцепления агрегата
Бензопилы являются агрегатами, которые оснащаются ведущими звездочками, представляющими из себя единый комплекс с корзиной сцепления.
Сцепление срабатывает в автоматическом режиме, зависимо от количества оборотов мотора.
На агрегатах устанавливается сцепление центробежного типа, которое срабатывает в автоматическом режиме, зависимо от количества оборотов мотора.
При работе мотора агрегата на холостых либо малых оборотах, элементы корзины сцепления, имеющие фрикционные накладки, владеют определенным уровнем свободы в круговом направлении. Наличие свободы перемещения приводит к тому, что под действием пружин элементы притягиваются к центру вала вращения и не производят передачи вращательного движения на барабан звездочки. При повышении оборотов мотора аппарата центробежная сила превосходит усилие пружин, что приводит к смещению частей с фрикционными накладками. Эти элементы под действием центробежной силы прижимаются к внутренним стенам барабана. За счет такового контакта происходит передача вращательного движения на барабан и звездочку, которая приводит в движение пильную цепь инструмента. Звездочка бензопилы может размещаться или снаружи инструмента, или под специальной крышкой, которая защищает механизм от повреждения, а оператора устройства от получения травм.
Основное достоинство такового типа сцепления состоит в том, что при появлении заклинивания пильной цепи происходит проскальзывание частей имеющих фрикционные накладки, что защищает бензиновый двигатель от суровых поломок.
Алгоритм проведения замены барабана сцепления
Для бесперебойного использования бензопилы необходимо регулярный технический осмотр.
При осуществлении замены барабана сцепления следует использовать для установки только строго определенный тип конструктивного элемента устройства. При проведении замены барабана следует одновременно менять подшипники элемента конструкции.
Для проведения ремонтных работ следует приобрести специальный ремонтный комплект, который в своем составе содержит ведущую звездочку и подшипник. После приобретения ремонтного комплекта следует подготовить требуемые для ремонта материалы и инструменты. Основные инструменты, которые потребуются при проведении ремонта являются следующие:
- универсальный ключ, который поставляется в комплекте с бензопилой;
- стопор поршня, может быть изготовлен из пластика или металла;
- спецсъемник центробежного механизма или барабана сцепления.
Процедура проведения работ состоит из нескольких этапов. Каждый этап имеет свои особенности в зависимости от конструктивных особенностей бензопилы, но схема и последовательность работ является одинаковой для любой модели агрегата.
Последовательность проведения ремонтных работ
На первом этапе проводится демонтаж гарнитуры пилы, снимается крышка направляющей шины. После снятия крышки проводится демонтаж направляющей шины и пильной цепи. Откручивание гаек крепления осуществляется при помощи универсального ключа, который входит в комплект поставки агрегата.
После снятия пильной цепи и направляющей шины осуществляется демонтаж воздушного фильтра. Затем проводится демонтаж свечи зажигания. На место демонтированной свечи устанавливается подготовленный заранее стопор поршня двигателя. Стопор позволяет зафиксировать положение поршня в цилиндре и предотвратить проворачивание коленвала. Снимать муфту сцепления следует при помощи спецсъемника, установленного в разъем универсального ключа. Все действия следует осуществлять по часовой стрелке.
После удаления муфты сцепления открывается подход к внутренним деталям устройства, то есть после снятия муфты можно снять звездочку.
После снятия барабана сцепления проводится, в зависимости от его вида, осмотр и проверка венца и звездочки. В зависимости от конструкции этого узла проводится замена износившихся элементов конструкции
При проведении ремонта особое внимание следует уделить пружинам центробежного механизма и его кулачкам. При обнаружении износа следует провести их замену
В случае, если комплектующие не вызывают нареканий, все элементы конструкции устанавливаются на бензопилу в обратном порядке. В первую очередь следует выкрутить стопор поршня и вытащить шнур стартера, после этого стопор поршня устанавливается на место. Эта сложная последовательность операций дает возможность зажать центробежный механизм на коленвалу агрегата. Сцепление устанавливается на место и зажимается при помощи универсального ключа, имеющегося в комплекте бензопилы. Зажимание при помощи ключа следует проводить против часовой стрелки.
Последним этапом проведения ремонтных работ является установка оставшихся элементов конструкции устройства.
При проведении замены звездочки, все работы должны проводиться аккуратно и с осторожностью. Все ремонтные работы должны проводиться с использованием специальных инструментов, в противном случае можно вывести из строя центробежный механизм или пильную цепь
Читать также: Пила с мелкими зубьями
Советы: как снять звездочку с бензопилы
- Особенности барабана сцепления в бензопилах
- Метод проведения подмены барабана сцепления
Многие инструменты нуждаются в постоянной подмене расходных частей. Касается это и пил. Вот поэтому вопрос о том, как снять звездочку с бензопилы, которую еще нередко именуют диском сцепления либо центробежного механизма, очень животрепещущ у домашних мастеров. В связи с этим нужно разглядеть, что именуется звездочкой и для каких целей она нужна.
Барабан сцепления, именуемый звездочкой, является неотъемлимой частью бензопилы.
Как снять звездочку с бензопилы: самостоятельная замена
Сегодня почти каждый житель загородного дома или дачник имеет собственную бензопилу. Не обойтись без этого во время регулярных лесозаготовок, садоводства и муниципальных работ. Спрос на бензопилы не падает, но даже растет из-за того, что для работы этих устройств не нужно много знаний и навыков. Единственное, что нужно регулярно делать. это проводить технические осмотры.
Как и любой инструмент, бензопилы требуют тщательного личного ухода. Необходимо постоянно проверять подачу масла в цепь, натяжение цепи, работу тормозов, системы зажигания и другие вещи. К счастью, практически любую неисправность можно решить дома самостоятельно.
Замена звездочки на бензопиле своими руками
В процессе регулярной работы бензопилы звездочка, показанная на фото, находится под сильной нагрузкой, и поэтому она часто выходит из строя. Звездочка или иначе барабан сцепления. важная и неотъемлемая часть бензопилы, которая передает энергию вращения от привода к цепи.
Учитывая безопасность приводного звездочки и цепи бензопилы, есть два способа работы:
- используя только одну цепь
- используя поочередно две или более цепей.
В первом случае цепь можно управлять до полного истирания. Однако здесь есть ряд недостатков. Используя только одну цепь, проблематично контролировать его состояние во время интенсивной работы. Удар гвоздями или другими металлическими деталями заставляет подстраивать цепь, но поскольку он один, работа замедляется.
Во втором случае дежурство цепей позволяет равномерно изнашиваться как звездочки, так и цепей.
Кроме износа самой звездочки, не забывайте о ее подшипник, который работает в режиме холостого хода. Поэтому очень часто они не обращают на это внимания и забывают смазывать.
Обычно при замене ведущей звездочки они немедленно пытаются заменить как подшипник, так и цепь. Это делается благодаря изменению длины шага цепи в результате интенсивной работы.
Порядок действий, чтобы поменять звездочку на бензопиле своими руками
В Интернете очень много, наглядно демонстрирует, как заменить барабан сцепления (звездочку) таких известных брендов, как Stihl, Husqvarna, Druzhba, Ural и другие. Их легко найти.
Каждый тип бензопил имеет свои особенности конструкции, но принцип их работы одинаков, поэтому общая идея сводится к таким действиям:
Крышка тормоза цепи снята. В этом случае тормоз следует тянуть к вам, чтобы тормозная полоса не контактировала с чашкой сцепления. Далее, пару орехов, которые держат крышку, откручивают. Снимает натяжение цепи, позволяет полностью снять крышку.
Шину удаляют цепью, попутно удаляют любую грязь.
Теперь нужно зафиксировать поршень в цилиндре. Это делается с помощью специальной пробки и фиксатора, но можно использовать обычную веревку. Вращая муфту, необходимо выявить момент, когда поршень достигнет розетки. Канат опускают в отверстие для свечи зажигания и фиксируют поршень. Для удобства на веревке завязывают несколько узлов. Веревку нужно будет снять после замены, поэтому не отпускайте.
После этого можно приступать к откручивания гайки сцепления
Важно не забывать, что есть левая нить, то есть ее нужно закрутить по часовой стрелке. Использование зубила молотком недопустимо
Это повредит гайку.
Теперь вы можете снять сцепление и барабан приводного колеса.
Замена барабана сцепления.
Сбор всех деталей вместе в обратном порядке.
Во время замены звездочки следует учитывать некоторые особенности различных пыльцу. Например, бензопила Stihl может иметь шайбу между звездочкой и двигателем. Нужно запомнить его положение, снять и повторить положения при составлении.
Также некоторые масляные приводы бензопилы оснащены усиковыми пружиной для передачи вращающейся энергии от звездочки к насосу. Если при составлении пилы усы не попадут в ее паз, то масло перестанет попадать на цепь пилы, что может привести к печальным последствиям.
Чтобы избежать большинства поломок, включая ведущую звездочку, необходимо следить за техническим состоянием пилы, регулярно осматривать, смазывать и тому подобное. Также нужно убедиться, что гвозди, бетон, камень и другие препятствия, приводящие к раннему износу деталей не встречаются на пути цепи.
Что касается замены приводного звездочки, то следует использовать информацию о конструктивных особенностях пилы (Husqvarna, Stihl, Ural, Druzhba и другие), которую можно найти в прилагаемой к пиле.
Реставрация или замена?
Детали привода делаются из особо прочных высоколегированных сплавов в условиях промышленного производства. Кроме того, их подвергают специальным видам обработки для улучшения их прочностных качеств, износостойкости и коррозионной стойкости. В их число могут входить:
- Закалка.
- Отпуск.
- Дробеструйное уплотнение поверхности.
- Нанесение защитных покрытий.
Повторить такой технологический процесс в условиях домашней мастерской невозможно. Не сработает также попытка реставрации наплавкой с последующей фрезеровкой под размер. Такая восстановленная шестерня проработает в несколько раз меньше, чем заводская. Стоимость ремкомплект несопоставимо мала по сравнению с потерянными впустую усилиями и временем.
Бензопила в разобранном виде
Замена детали в сервисных мастерских стоит недешево, поэтому наиболее разумным и экономичным остается самостоятельная замена на подходящую шестерню промышленного производства.
Немного о правилах эксплуатации узла
Все бензопилы, невзирая на изготовителя, подразделяют на:
- Бытовые. Малая мощность. Предназначены для небольших объемов работ по домашнему ремонту. Продолжительность непрерывной работы: полчаса — час. Рекомендуемое использование — до 50 часов в месяц.
- Полупрофессиональные. Средняя или высокая мощность Способны проработать без перерыва несколько часов. Подходят для небольшого строительства или ремонта. Месячное использование-до 100 часов.
- Профессиональные. Высокая мощность, дополнительная функциональность. Могут использоваться непрерывно на протяжении всей рабочей смены. Предназначены для лесоповала, среднего и крупного строительства, заготовительных цехов предприятий.
Все они имеют сходную конструкцию основных узлов и высокое качество сборки. Основное различие заключается в устройстве рабочей цепи и в материалах, применяемых для изготовления деталей и узлов.
Пригодность бензопилы к использованию зависит от стиля использования полотна и звездочки. Их обычно два:
- Цепь используется, пока зубы полностью не износятся. Вместе с нею меняют и шестерню.
- Используется несколько цепей с разным шагом, которым соответствуют свои шестерни, соответствующие им по числу зубов и шагу.
В первом случае пилят все подряд, включая гвозди и скобы. Это вызывает повышенный износ и цепи, и шестерни. Приходится часто править и затачивать цепь, тратя на это много времени.
Цепь и звездочку следует менять только вместе. Во время работы ролики полотна прирабатывается к шестерне, несколько растягиваясь по мере износа зубьев. Если старую цепь поставить в пару с новой звездочкой (или наоборот) такого соответствия не будет.
При старте будут возникать удары зубьев о звенья, что приведет к повышенной вибрации и износу всего бензопилы.
Влияет также состояние пары шестерня-полотно и на работу сцепления и подшипника привода. В режиме «Работа» вращается коленчатый вал. В режиме холостого хода, при разъединенном сцеплении, начинает вращаться подшипник. При его недостаточной смазке он подвергается повышенному износу, что вызывает еще большее биение зубьев.
Периодической замене подлежат и полотно, и звездочка. Лучше это делать одновременно
Алгоритм проведения замены барабана сцепления
Тут вы должны получить особый ремонтный набор, в каком предвидено наличие как приводной звездочки, так и подшипника. Потом следует приготовить инструмент и детали, которые пригодятся для работы:
- универсальный гаечный ключ продукты бензопилой;
- стопорный поршневой механизм механизма (в стандартных версиях это пластмассовый либо железный)
- съемник центробежного механизма либо сцепления (выбирается зависимо от модели бензопилы).
Во время операции производятся последующие деяния:
Диаграмма звездочки бензопилы.
Поначалу снимается гарнитура пилы, гайки крышки шины откручиваются универсальным гаечным ключом. Крышку снимают, планку и цепь снимают.
Потом воздушный фильтр снимается.
Свеча пилы откручивается универсальным ключом. Заместо этого вставляется приготовленный стопорное стопор, который дозволит зафиксировать положение поршня в цилиндре.
Съемник сцепления вписывается в розетку универсального ключа. Потом при помощи приобретенного устройства выключается муфта. Все деяния необходимо делать по часовой стрелке.
Сцепление снимается, освобождая доступ к внутренним частям. Сейчас ты можешь удалите звездочку (Барабан сцепления).
Зависимо от типа барабана, его осматривают либо инспектируют коронку. звезда либо коронку меняют на новые. Устанавливая новые детали, необходимо кропотливо проверить состояние сепаратора сцепления
Тут следует направить повышенное внимание на пружины центробежного механизма и кулачки. Если найдено сильный износ, эти детали также необходимо поменять.
Если состояние деталей не вызывает приреканий, все части бензопилы собираются в оборотном порядке
Поначалу выкручивается поршневая стопор, натягивается пусковой шнур, позже пробка опять вкручивается. Такие сложные деяния позволяют зажать центробежный механизм бензопилы на коленчатом валу.
Используя универсальный ключ, сцепление зажимается против часовой стрелки, другими словами, против вращения цепи.
После чего все узлы и детали можно удачно прикрутить к своим начальным мест.
Для того, чтоб поменять звездочку на бензопиле, все работы необходимо делать осторожно и кропотливо. Без наличия особых устройств ремонтные работы могут окончиться неудачей: не может сорваться не только лишь звезда либо центробежный механизм, да и пылевой цепь
Без наличия особых устройств ремонтные работы могут окончиться неудачей: не может сорваться не только лишь звезда либо центробежный механизм, да и пылевой цепь.
Как видно из представленной инфы, вопрос как удалите звездочку с пилы можно удачно решить без помощи других
Как операция будет выполнена, ее можно будет делать опять и опять, когда возникнет необходимость, а внимание и аккуратность станут залогом отлично выполненной работы
ведущая звезда. Верный выбор и подмена
Передача цепей бензопилы хоть какой конструкции определяет производительность инструмента. Не считая того, цепь будет растягиваться во время работы и зубы приводной звездочки изнашиваются. Безграмотный выбор звездочки существенно понизит долговечность зубов бензопилы, а ее неверное установление приведет к досрочному износу.
Как поменять звезду на бензопиле?
Если цепь начинает вибрировать даже слабых оборотах, бензопила эксплуатируется долгое время без замены деталей – требуется
проводить диагностику и при необходимости менять составляющие пильной гарнитуры. Для плановой замены потребуется новый барабан сцепления либо венчик в зависимости от конкретной модели, базовый набор инструментов:
- свечной ключ;
- тросик длиной до 15 см или стопор поршня;
- заводской ключ для снятия муфты;
- разводной или гаечный ключ.
Рисунок 3 – Необходимые инструменты для замены звезды
Рекомендуется иметь круглый надфиль, плоскогубцы, тиски и нож для устранения недочетов в конструкции с цепной гарнитуры (если требуется только коррекция зубьев).
Как открутить?
Снять и заменить данную деталь несложно самостоятельно. Технология работы:
- Закрепить поршень в цилиндре пилы. Для начала снять защитную крышку на корпусе, воздушный фильтр и открутить свечу зажигания. В образованное отверстие установить специальный стопор поршня – вместо него можно использовать плотным нейлоновым шнуром или проводом длиной до 15 см. Если поршень мешает, можно слегка прокрутить звездочку или подвигнуть цепь по часовой стрелке.
- Открутить болты на крышке, которая крепит шину, снять защитный кожух. Ослабить натяжение цепи или снять пильную гарнитуру. Одновременно с этим можно провести чистку от пыли, грязи и опилок.
- В зависимости от модели звездочка выступает элементом барабана сцепления или встраиваться отдельно. При втором варианте снять эту деталь, заменить на новую. Цельная конструкция сложна в ремонте – требуется разбирать узел. Для этого выкрутить муфту по часовой стрелке, снять барабан. Проверить детали конструкции на уровень износа и деформацию.
Рисунок 4 – Замена звезды на новую
Как собрать?
Сборку сцепного механизма следует проводить в обратной последовательности. Сначала установить звездочку на игольчатый подшипник, после чего надеть барабан, шайбу, прокладку и саму муфту. Закрутить против часовой стрелки, легким движением зафиксировать поршень.
Если в бензопиле есть пружина масляного привода, она может быть встроена в ведущую звездочку. В большинстве моделей правильное расположение этого элемента отмечено специальным цветом или надсечкой. Чтобы попасть в нужное положение, звездочку повернуть до характерного щелчка.
Последний этап сборки – установка пильной шины. Во время этого процесса требуется ослабить ручной тормоз, а затем проверить, чтобы зубья цепи попали в соответствующие пазы. После установки монтировать цепь бензопилы до рабочего состояния. В конце убрать стопор, вкрутить свечу зажигания и поставить на место фильтр. Финальный шаг ремонта – закрепление защитной крышки корпуса.