Пластичная литиевая смазка

Какой смазкой смазать рулевую рейку

Для смазывания рулевых реек обычно используют пластичные консистентные смазки. На самом деле их можно разделить по составу, на котором они основаны, и следовательно, по ценовому диапазону. В целом же, смазки для рулевой рейки можно условно разделить на следующие типы:

  • Литиевые смазки. Классическим примером может служить знаменитый «Литол-24», который имеет повсеместное распространение в автомобильных механизмах, в том числе его часто используют для обработки рулевой рейки. Может работать в широком диапазоне температур. Его единственный недостаток — постепенное разжижение, из-за чего он постепенно растекается.
  • Кальциевые или графитовые (солидол). Это класс наиболее дешевых смазочных материалов со средними эксплуатационными характеристиками. Хорошо подходит для машин, относящихся к бюджетному классу.
  • Комплексная кальциевая смазка. Неплохо переносит низкие температуры, но впитывает влагу, и меняет при этом свою консистенцию и свойства.
  • Натриевая и кальцево-натриевая. Подобные смазки плохо выдерживают влагу, правда могут работать при высоких температурах.
  • Бариевые и углеводородные. Это одни из самых дорогих смазок, но имеют высокие эксплуатационные характеристики.
  • Медные. Отлично выдерживают высокую и низкую температуру, однако впитывают влагу. Также являются достаточно дорогими.

Как показывает практика, для смазки рулевой рейки вполне можно пользоваться недорогими литиевыми смазками, экономя тем самым деньги автовладельца. Их характеристик вполне достаточно для обеспечения нормальной работы рулевых реек.

Чтобы правильно ответить на вопрос, какая смазка для рулевой рейки лучше, необходимо разобраться с теми требованиями, которым должен отвечать идеальный кандидат. Так, необходимо учесть:

  • Рабочий температурный диапазон. Особенно это касается его нижнего предела, поскольку зимой смазка не должна замерзать, а вот летом даже в самую большую жару рулевой механизм вряд ли разогреется до высоких температур (даже до +100°С температура вряд ли дойдет).
  • Постоянная вязкость на уровне пастообразного продукта. Причем это актуально для работы смазки во всех температурных диапазонах, при которых эксплуатируется автомобиль.
  • Высокий постоянный уровень адгезии, который практически не меняется при изменении условий ее эксплуатации. Это также касается как температурного режима, так и значения относительной влажности окружающего воздуха.
  • Защита металлических поверхностей от коррозии. Корпус рулевой не всегда может обеспечить герметичность, поэтому в большинстве случаев в него попадает влага и грязь, которые, как известно, пагубно влияют на металл, в том числе, так называемый, нержавеющий.
  • Химическая нейтральность. В частности, смазка не должна наносить вред деталям, изготовленным из различных металлов — стали, меди, алюминия, пластмассы, резины. Особенно это актуально для рулевой рейки с ГУР. В ней есть много резиновых уплотнителей, которые должны работать нормально и выдерживать рабочее давление. Менее это актуально для машин с электро усилителем руля.
  • Восстанавливающие способности. Смазка рулевой рейки должна беречь рабочие поверхности деталей от чрезмерного износа и по возможности восстанавливать их. Обычно это достигается использованием современных примесей, наподобие кондиционера металла или подобных ему составов.
  • Нулевая гигроскопичность. В идеале смазка вообще не должна впитывать в себя воду.

Всем перечисленным свойствам полностью удовлетворяют литиевые смазки. Что касается электрических рулевых реек, то для них использование таких средств безопасно, поскольку они являются диэлектриками. Соответственно, не могут повредить двигатель или другие элементы электросистемы усилителя.

Преимущества и недостатки

Споры о качествах Литола и возможности его использования в современных автомобилях строятся вокруг достоинств и недостатков смазки, изготавливаемой по рецептуре прошлого века.

Минусы

Отдельно стоит сказать о том, что производство Литола 24 сегодня не регулируется госстандартом в обязательном порядке. Многие изготовители не соблюдают ГОСТ, заменяя его ТУ. Это вызывает противоречивые отклики.

С одной стороны, смазку можно улучшить с помощью добавок: так производят Литол-24М с модификатором трения (ТУ 0254-015-00148820-99). С другой – покупатель рискует приобрести некачественный продукт из неизвестного сырья.

Меры предосторожности

Литол-24 относится к 4 классу по ГОСТ 12.1.007 – он малоопасен и не выделяет токсичных веществ. При этом состав горюч

Во время работы с ним нужно соблюдать ряд требований безопасности и мер предосторожности:

  1. В рабочих и складских помещениях обеспечить хорошую вентиляцию (приточно-вытяжную), исключить обращение с открытым огнем, курение, заземлить оборудование.
  2. Исключить попадание смазки в бытовую канализационную систему, ливневки, открытые водоемы.
  3. При работе с продуктом использовать СИЗ (маску, перчатки) и соблюдать правила гигиены: мыть руки с мылом после контакта со смазкой, при попадании на слизистую оболочку (в том числе глаз) – промыть теплой водой с мылом.
  4. В случае пожара — тушить пеной на основе ПО-1Д, ПО-ЗА, распыленной водой.

Сравнение не в пользу конкурентов

На протяжении более 30 лет Литол-24 применяется в автомобилестроении и никакие другие смазки не способны пошатнуть его лидирующие позиции на рынке смазочных материалов. Все дело в цене. Дело в том, что аналоги, схожие по характеристикам, импортного производства:

  • Alvania, Retinax от Shell;
  • Продукция Castrol;
  • Mobilux, Mobilgrease от Mobil;
  • Смазки Agip.

И многих других именитых европейских и американских брендов значительно превосходят отечественный продукт по стоимости.

Эксплуатация агрегатов, оборудования, механизмов и потребительские свойства отличаются не значительно или в конечном итоге разницы нет вообще. Поэтому главное правило при подборе смазочных материалов заключается в том, чтобы характеристики смазки подходили под материал трущихся поверхностей и рабочую среду.

Оригинальные немецкие автобаферы Power Guard

Средство для восстановления бурной потенции

Признайся в любви любимой девушке! Подари оригинальный кулон “Я люблю тебя” на 100 языках мира

Предыдущая

Смазка ЦИАТИМ- 201

Следующая

Медная смазка – применение в автомобиле

Что такое смазка?

Смазочное масло из недостаточно герметичного узла трения обязательно вытечет, так как оно представляет собой нормальную жидкость, способную бесконечно деформироваться под действием даже ничтожных сил. Иное дело смазка. Благодаря существованию жесткого “каркаса” при небольших касательных напряжениях смазка ведет себя как твердое тело, но когда касательное напряжение достигает некоторой критической величины – предела прочности на сдвиг, “каркас” ломается и смазка начинает течь как жидкость. По прекращении движения “каркас” образуется вновь – смазка опять превращается в твердое тело. Подобные вещества называются аномальными жидкостями.

В качестве дисперсионной среды смазок, применяемых в автомобиле, обычно берут мало-и средневязкие нефтяные смазочные масла, например, для солидола – индустриальные (в том числе машинное СУ), для Литола-24 смесь веретенного АУ и Индустриального-50. В качестве загустителя чаще всего применяют соли жирных кислот – мыла. По массе загуститель составляет обычно 10…20 %.

Смазка может иметь присадки для предотвращения окисления, повышения стабильности, улучшения вязкостно-температурных свойств и др., причем присадки могут содержать масло, на котором смазка готовится. Например, для повышения низкотемпературных свойств может использоваться маловязкое масло с жидкой загущающей присадкой или деспрессатором.

Вода в смазке может быть составной частью или содержаться в качестве примеси. Присутствие воды в большинстве смазок (литиевых, алюминиевых, свинцовых, комплексных кальциевых и др.) не допускается, но в кальциево-натриевых смазках вода играет роль структурообразующего компонента и уменьшение ее содержания приводит к распаду смазки. Содержание воды в этих смазках колеблется от 0,5 до 5%, причем присутствие воды в данном случае никак не сказывается на коррозионных свойствах смазки.

Основные свойства Литол 24

Помимо основной задачи: смазки трущихся деталей, может выступать в качестве защиты от коррозии (разве что прочность покрытия невысокая). Кроме того, есть и другие полезные потребительские свойства:

  • материал недорогой, поскольку при изготовлении применяют не самое лучшее сырье (по остаточному принципу);
  • литол 24 Люкс не требователен к условиям применения: характеристики стабильны при любых температурах и окружающей влажности;
  • не смывается водой, вне зависимости от температуры (устойчив даже к кипятку);
  • хорошая адгезия: удалить Литол24 РК можно лишь при механическом воздействии, или с помощью сильных растворителей;
  • Электропроводимость стремится к нулю: смазку можно использовать в электрических разъемах для защиты от попадания влаги.

Впрочем, есть и недостатки:

  • смазка горючая: это предполагает определенные условия хранения и применения;
  • в составе нет присадок, которые повышают износоустойчивость деталей;
  • густая смазка накапливает в себе внешнюю пыль, в том числе абразивную;
  • не держит заданные характеристики при сваривающих нагрузках.

Различные марки литиевых смазок

Несмотря на солидный возраст (литол изобретен почти полвека назад), этот состав активно выпускается производителями смазочных материалов. На российском рынке можно встретить множество марок.

МАРКИ ЛИТИЕВЫХ СМАЗОК
НАЗВАНИЕПРИМЕНЕНИЕ
Литол-24Благодаря отличным эксплуатационным свойствам этот продукт называют универсальной литиевой смазкой. Его можно использовать вместо любого другого состава подобного типа. Эта мазь бордового или коричневого цвета пользуется наибольшей популярностью среди российских автолюбителей.
№ 158Литиевая смазка для подшипников. Состав синего цвета содержит противоокислительную и противоизносную присадки. Закладывается в игольчатые подшипники карданного вала. Можно заменить «Литолом 24», но он имеет вдвое меньший ресурс. При эксплуатации в сильные морозы значительно повышается вязкость. Это единственное ограничение.
Фиол-3Этот продукт зеленого цвета по составу очень близок к «Литолу 24», поэтому можно смазки перемешивать.
Фиол-1Имеет очень мягкую консистенцию. Похож на «Литол 24», но обладает меньшей вязкостью и механической прочностью. Главное достоинство – сохраняет рабочие свойства при низких температурах.
Фиол-2По эксплуатационным параметрам занимает промежуточную позицию между Фиолом-1 и Фиолом-3.
Фиол-2ММазь серебристо-черного цвета. Содержит наполнитель – дисульфид молибдена и адгезионную присадку.
ЛСЦ-15Несменяемая смазка на литиевой основе, содержащая антиокислительную присадку. Отлично подходит для консервации механизмов. Разрешено смешивать с «Литолом 24» и фиолами.
ЦИАТИМ-201Состав желтого или светло-коричневого цвета. Долгие годы оставалась в СССР главной смазкой для регионов с низкой температурой. Основная сфера применения – узлы с небольшой нагрузкой.
ЛЗ-31Стабильная литиевая смазка для подшипников. Закладывается в подшипник сцепления некоторых моделей. От других литолов отличается слабой водостойкостью, так как изготавливается с применением сложных эфиров, а не нефтяных масел.

Литиевая смазка

Литиевые смазки, изготовленные на таких диэфирах с добавлением вязкостной и противоокислительной присадок, обладают хорошими показателями по морозоустойчивости и испаряемости.

Литиевые смазки имеют высокую вязкость ( температура каплепадения до 200), нерастворимы в воде, устойчивы при Низких температурах. Они сохраняют высокие физические свойства в интервале температур от — 60 до 120 и вполне пригодны для использования как в арктических, так и в тропических условиях. Они применяются в военной и гражданской авиации, реактивной технике, мотомехчастях, в металлургической промышленности, исключительно важны для ответственных и тонких приборов ( в частности, для авиационных и артиллерийских контрольно-измерительных приборов), и также для механизмов, работающих в тяжелых и резкоменяющихся климатических условиях. В частности, отмечается ю ценность для сохранения оборудования ( особенно радиолокационных приборов) в Арктике. Литиевые смазки в большом количестве производятся и используются в США и некоторых других странах для военных нужд. Производство их развивается также в Канаде и во Франции.

Зависимость кинематической вязкости v26 от содержания мыла См в пластичных смазках с заданной пене-трацией ( 220 0 1 мм при 60 С, типа и вязкости минерального масла.

Литиевые смазки обладают рядом существенных преимуществ: температура каплепадения выше 180 С, хорошая водостойкость, превосходные структурная стабильность и предел прочности при сдвиге даже в высокооборотных подшипниках. Стойкость к окислению, антикоррозионные, противозадирные и противоизносные свойства могут быть значительно улучшены с помощью присадок.

Краткая характеристика наиболее употребительных консистентных смазок.

Литиевые смазки ( Циатим 201, Циатим 202 и др.) и кремнистые ( Циатим 221 и др.) обладают высокой морозостойкостью — до 60 — 70 С и хорошими антифрикционными свойствами.

Литиевые смазки начали применяться с середины 40 — х годов.

Литиевые смазки с каждым годом получают все большее распространение. В США, например, их производство занимает первое место, значительно опередив выпуск всех других типов смазок, в том числе кальциевых.

Литиевые смазки по своим характеристикам имеют много общего с комплексными кальциевыми смазками. Температуры плавления литиевых мыл близки к 200 С. Однако максимальная температура применения литиевых смазок, как правило, не превышает 120 С. Литиевые смазки практически нерастворимы в воде и обладают высокой загущающей способностью. Поэтому, несмотря на то что литиевые мыла дороже натриевых, их малый расход позволяет получать достаточно дешевые смазки.

Литиевые смазки, подобно комплексным кальциевым, обладают ценными эксплутационными характеристиками и во многом отвечают требованиям к идеальному смазочному материалу — многофункциональной смазке.

Литиевые смазки в большинстве своем являются смазками специального назначения; они обладают хорошей водоупорностью и хорошими низкотемпературными свойствами, имеют наиболее широкий ( по сравнению с другими смазками) интервал рабочих температур и потому получают все большее распространение в качестве универсальных смазок. Из литиевых смазок наибольшее распространение получили смазки ЦИАТИМ-201, ЦИАТИМ-202, ОКБ 122 — 7, широко применяемые в подшипниках закрытого типа, ЦИАТИМ-203 и ВНИИНП-242 — в подшипниках электромашин.

Влияние окисления ( 32 ч на изменение структуры литиевых смазок.

Литиевые смазки при прочих равных условиях имеют наименьшую химическую стабильность.

Литиевые смазки водоупорны, выдерживают низкую температуру; смазку ЦИАТИМ-201 применяют при температуре от — 60 до 90 С.

Литиевые смазки в основном являются смазками специального назначения, обладают хорошей водоупорностью и хорошими низкотемпературными свойствами, имеют наиболее широкий по сравнению с другими смазками интервал рабочих температур.

Технические характеристики

НаименованиеЕдиницы измеренияПоказателиМетод испытаний
Тип загустителяЛитий
Класс NLGI2ASTM D217
Цветзелёныйвизуально
Вязкость базового масла при 40°Cмм2/с200ASTM D445
Вязкость базового масла при 100°Cмм2/с14ASTM D445
Пенетрация, 60 циклов0,1 мм265-295ASTM D217
Коррозия в динамических условиях SKF Emcor (солёная
вода)
баллы2-2ISO 11007
Коррозия в динамических условиях SKF Emcor
(дистиллированная вода)
баллы0-0ISO 11007
Стойкость к вымыванию водой% масс.ASTM D 1264
Нагрузка сваривания (4-шариковая машина трения)Н>2600DIN 51350-5
Температура каплепадения°C>260ASTM D 566
Диаметр пятна износа (4-шариковая машина трения)мм0.5DIN 51350-5
Нагрузка свариваниякг280IP 239
Давление течения при – 30°CмбарDIN 51805
Стабильность качения0,1 мм+25ASTM D 1831

Характеристики смазки

При покупке пластичной смазки, вы должны проверить соответствие ГОСТ 21150-87. У литиевых смазок есть особенности, в сравнение с тем же солидолом. На упаковке, или в документации, проверьте соответствие техническим характеристикам.

ГОСТовские параметры указаны в таблице:

Название характеристикиЗначение
Внешний видОднородная мазь от светло-желтого до коричневого цвета
Темперар/ра каплепадения, °С, не ниже+180
Плотность «Литола 24» при температуре +15°С892 г/смЗ
Пенетрация при +25°С с перемешиванием, мм-1220-260
Вязкость при -203С и среднем градиенте скорости деформации 10 с-1, не более650 П*с (6500 П)
Вязкость при 0″С и среднем градиенте скорости деформации 10 с-1, не более280 П*с (2800 П)
Вязкость при +50°С и среднем градиенте скорости деформации 100 с-1, не более8 П«с (80 П)
Предел прочности при +20аС500-1000 Па (5-10 гс/см2)
Предел прочности при +80=Сболее 200 Па (2 гс/см2)
Коллоидная стабильность выделенного масладо 12%
Испаряемость при +120°Сдо 6%
Массовая доля свободной щелочи в пересчете на NaOHдо 0,1%
Массовая доля механических примесейдо 0,05%
Смазывающие свойства на четырехшариковой машине при +20±5вС, не менее
нагрузка сваривания (Рс), Н(кгс)1410(141)
критическая нагрузка (Рк), Н(кгс)630(63)
индекс задира (Из), кгс28

Кроме того, Литол 24 часто применяют в местах соприкосновения металла и резины (шаровые опоры, сальники, втулки и пр.). Поэтому должны быть соблюдены допуски воздействия на резину марки 26-44. При длительном контакте со смазкой, отвердевание и разбухание мягких деталей не должно превышать 8%.

Разумеется, каждый производитель может в рамках стандарта менять характеристики Литол 24, не ухудшая потребительские свойства. Кроме того, существует технология выпуска по техническим условиям.

В отличие от ГОСТовских образцов, ТУ-шный состав годится лишь для смазки дверных петель и электрических разъемов.

Смазочные материалы характеристики

Смазочные материалы, предназначенные для смазки механизмов автомобиля, подразделяются:

  • жидкие (масла);
  • полутвердые (смазки пластические);
  • твердые (дисульфид молибдена, графит).

По способу назначения:

  • моторные;
  • трансмиссионные;
  • общего назначения.

По основе и характеру сырья:

  • минеральные;
  • полусинтетические;
  • синтетические;
  • растительные.

Смазка — это вещество имеющее основу с добавлением различных присадок и других веществ для придания необходимых качеств. В основополагающий состав входят компоненты:

  • смазочное масло;
  • загуститель;
  • присадки.

Смазки имеют определенные характеристики:

  • вязкость;
  • прочность;
  • морозоустойчивость и теплопроводность;
  • смазочную способность;
  • физико-химическую стабильность;
  • механическую стабильность;
  • адгезию;
  • водостойкость;
  • противоизносные свойства;
  • противокоррозийные свойства.

Основные показатели смазок зависят от загустителя, который входит в состав и его наименование является частью названия смазочного вещества.

Промышленность выпускает следующие типы смазок:

  1. кольцевые (солидолы, которые подразделяются на обычные и пресс-солидолы);
  2. комплексные кольцевые (униолы — Униол-1, Униол-3, Униол-3М);
  3. натриевые натриево-кальцевые (смазка 1-13, жировой констолин — УТ-1, УТ-2, ЯН3-2);
  4. литиевые (литол — Литол -24, Фиол- 3, Фиол- 1, Фиол- 2, Фиол- 2М, Северол -1, ЦИАТИМ -201, ЛСЦ- 15);
  5. бариевые (ВТВ-1).

Чем лучше смазывать замки дверей автомобиля

Смазка для замков должна обладать определенными свойствами:

  • низким коэффициентом трения;
  • отличной морозостойкостью;
  • длительным сроком использования;
  • однородностью и устойчивостью состава;
  • высокими антикоррозийными свойствами.

Большинству автолюбителей приходилось решать подобный вопрос: какую смазку использовать для обработки дверных узлов автомобиля? Хорошо себя зарекомендовала — белая литиевая смазка SP5545 Step up multipurpose white lithium grease (фото ниже).

Для периодической профилактики механизмов в качестве смазки рекомендуется применять — силиконовую термостойкую смазку HG5501, которую можно использовать для пластика, металла и резины.

В её состав входит силикон, который при попадании на поверхность обрабатываемой детали образует полимерный слой, обладающий водоотталкивающими свойствами и снижающий трение между соприкасающимися поверхностями деталей.

Отличными качествами обладают — смазки Molykote G 4500 Luquid Grease, позволяющие обеспечить надежную защиту деталей автомобильных замков дверей и багажника.

Видео: как правильно смазать замок двери.

Чем смазать петли дверей авто

Необходимо тщательно следить за состоянием дверных петель автомобиля. Двери не должны скрипеть и «заедать» при открывании.

Положительные отзывы автолюбителей о применении адгезионной синтетической смазке Wurth 2000, позволяют ее рекомендовать для использования смазки петель, тросов, шестерен, роликов, замков.

При нанесении смазки на узлы авто, она проникает и создает защитную оболочку на деталях. По истечении определенного времени, растворитель испаряется, а защитный слой смазки надежно предохраняет от коррозии и обеспечивает защиту от влаги. Смазка обладает устойчивостью к воздействию щелочей, кислот и соленой воды.

Аналогичными свойствами обладает — смазка Molykote Multigliss.

Мы рассмотрели хорошие смазочные материалы для смазки петель и замков автомобиля. Выбирайте любой понравившийся!

Другие узлы трения

Они не столь ответственны, как подшипники и шарниры, но тем не менее также требуют внимания к себе. В каждом конкретном случае нужно смотреть, как узел работает, чтобы подобрать нужную смазку. Например, пары трения оборудования кузова.

Многие из этих деталей склонны к заеданию, так как они не закаляются до высокой твердости и не имеют высокой чистоты обработки. Следовательно, их надо смазывать смазкой, предотвращающей задиры.

Большинство из. них не герметизированы, не защищены от влаги и пыли, поэтому смазка должна обладать высокой механической и физико-химической стабильностью. Если детали пары трения перемещаются под действием пружины (например, защелка замка) и такие детали смазать слишком прочной смазкой, то усилия пружины не хватит, чтобы возвратить детали в исходное положение.

А гибкий вал спидометра нельзя смазывать смазкой, прочной или вязкой при низкой температуре, иначе в начале движения со стоянки ранним морозным утром вал просто сломается. Поэтому и смазывают его смазкой ЦИАТИМ-201, мягкой и самой маловязкой при низких температурах.

Если стрелка спидометра начала колебаться, попробуй сначала, не снимая весь гибкий вал, отвернуть гайку крепления оболочки вала от спидометра и накапать в оболочку жидкого вазелинового масла, купленного в аптеке.

Описание, особенности и свойства

В основе литиевого состава для смазки лежат углеводородные масла и соли жирной литиевой кислоты – так называемого литиевого мыла.

В нашей стране данные ГСМ были впервые разработаны в 40-е годы ХХ века, в Великую Отечественную. Создана литиевая смазка была в Центральном НИИ авиационного топлива и масла для нужд отечественной авиастроительной промышленности. По аббревиатуре НИИ, её разработавшего, советские литиевые составы получили обозначение ЦИАТИМ.

Одновременно с СССР аналогичные составы были созданы в некоторых других промышленно развитых странах мира, где получили свои, оригинальные обозначения. Официальный патент на смазочный состав, полученный путём обогащения нефтяного масла литиевым мылом, получил в США химик К.Э. Эрл. На сегодня литолы являются одними из самых популярных и востребованных видов ГСМ в мире. В общем количестве производимых смазок, они составляют почти 70%.

Литолы, в зависимости от конкретной марки и наличия дополнительных присадок, могут значительно отличаться по внешнему виду. По цвету могут быть от светло-жёлтого до тёмно-коричневого, также могут несколько различаться и по своей консистенции. Но в любом случае отличительное свойство литиевых смазок – хорошая способность прилипать к металлическим поверхностям.

Среди прочих характерных свойств следует упомянуть:

  • Способность сохранять свои эксплуатационные свойства в большом диапазоне температурных режимов. Средний коридор температур, при которых не меняются характеристики литолов составляет от -30 до +125ºC. Использование дополнительных присадок, улучшающих свойства смазок, ещё больше расширяет эти границы;
  • Устойчивость к воздействию влаги. Составы полностью нерастворимы в воде, имеют водоотталкивающие свойства, и хорошо защищают обработанные ими металлические поверхности от коррозии;
  • Стойкость к механическим воздействиям. Литиевая смазка способна работать в узлах и агрегатах под значительным давлением и при высоких показателях трения деталей друг об друга.

Вышеперечисленные особенности в равной мере свойственны для всех смазок, изготовленных на основе литиевого мыла.

В ЧЕМ РАЗНИЦА МЕЖДУ СОЛИДОЛОМ И ЛИТОЛОМ ПО СОСТАВУ?

Обе смазки имеют одинаковую основу. По составу литол и солидол представляют собой продукты перегонки сырой нефти (нефтяные масла), которые загущены мылами и снабжены пластификаторами для улучшения характеристик. Нефтяные масла — это легкотекучие жидкости: они сами по себе имеют смазывающий эффект, снижающий трение. Но они очень легко стекают с поверхностей металла, оставляя только тонкую масляную пленку, не способную компенсировать активное трение в процессе движения без постоянного поступления к рабочему узлу. Для того, чтобы использовать полезные смазывающие свойства нефтяных масел, к ним добавляют загустители, делающие их густыми и пластичными, а также присадки — вещества, предотвращающие коррозию обработанных поверхностей и снижающие агрессивность смазок к другим продуктам органического синтеза.

Чем отличается солидол от литола? В качестве загустителей используются мыла – растворимые соли насыщенных жирных кислот. Свойства используемого при производстве смазок мыла значительно отличаются в зависимости от того, какой металл послужил основой омыливающей жир соли. Именно в этом, то есть химическом составе, и кроется различие двух рассматриваемых смазок и позволяет ответить на вопрос, что лучше литол или солидол?

Солидол

Солидол был изобретен в первой половине ХХ века. Это был этап бурного развития механических машин и механизмов. В основу было положено имевшиеся в достаточном количестве побочные продукты перегонки нефти – масла, в которые для придания пластичности добавлялось кальциевое мыло. Достигнутый результат был революционным для своего времени. Солидол приобрел такие свойства, как: — высокая пластичность; — консистентность; — устойчивость к вымыванию водой; — длительно сохраняющийся смазывающий эффект; — относительная термоустойчивость при эксплуатации в легко нагруженных трущихся узлах.

Однако у этого смазочного материала были и недостатки:

— Низкая устойчивость к высоким температурам. При нагреве выше 70-80 °С солидол расплавляется и стекает. — Способность вступать в реакцию с резиной и пластиками, из которых изготавливаются уплотнители и сальники. — Затвердевание при низких температурах (ниже -30 °С) с утратой смазывающих свойств.

Упомянутые недостатки и растущие в процессе эксплуатации нагрузки вынудили искать замену. В чем разница между солидолом и литолом и почему именно последняя смазка чаще используется для высоконагруженных узлов?

Литол

К 70-80 годам химическая промышленность вышла на новый уровень. Начали в большом количестве появляться синтетические смазки. Но и продукты на основе природных масел не утратили актуальности. Была разработана новая смазка – литол. В чем разница между литолом и солидолом? То же нефтяное масло и мыло. Только вместо кальциевого в производстве литола используется литиевое мыло. Это принципиально изменило свойства смазки. Она приобрела новые температурные и механические свойства: — Более высокую устойчивость к высоким температурам (до 125-130 °С). — Устойчивость к высоким механическим нагрузкам (прочность более 600 Па). — Сохранение пластичности при низких температурах (до -50-60 °С).

Широкое распространение получили следующие серии литолов:

ЦИАТИМ 201 и 202 – смазка, предназначенная для низконагруженных узлов и механизмов, работающих в температурном диапазоне от -50 до +100 °С. Широко используется в электротехнике.

ЦИАТИМ 203 – имеет гораздо более высокие эксплуатационные характеристики. Предел положительных температур, при которых работает смазка, повышен до +130 °C. В состав вводятся присадки, защищающие от коррозии и преждевременного износа. В отличие от солидола литол хорошо подходит для подшипников и тяжело нагруженных соединений. Улучшены водоотталкивающие свойства.

Литол-24 – по механическим свойствам близок к ЦИАТИМ 203, но, благодаря новым присадкам, предотвращает окисление трущихся поверхностей. В процессе эксплуатации теряет менее 5 % объема, приходящегося на испарение масел.

Что же лучше солидол или литол? Существенным недостатком всех литолов является агрессивность в отношении алюминия, который они разъедают. Кроме того, литолы более восприимчивы к влаге и быстрее вымываются водой.

Область применения

Смазка Castrol LMX используется для смазывания подшипников колес техники, работающей в режимах повышенных нагрузок и ненормированно высоких температур ступицы.

В целом, высокотемпературная стабильность, а также способность работать при отрицательных температурах обеспечили смазке широкий спектр применений. Смазка Кастрол LMX Li Komplexfett может быть использована в таких узлах, где:

  • высокое удельное давление;
  • сильные ударные нагрузки;
  • скорость вращения частей узла крайне высока;
  • высокое давление на подшипники при пониженных скоростях вращения;
  • высокая влажность.

Литиевые смазки

Литиевые смазки изготавливают на основе литиевого мыла или его комплексов.

Тип загустителя несет информацию о характеристиках, свойствах и области применения материала. Также загуститель влияет на такие параметры смазки, как механическая стабильность, водостойкость, рабочий диапазон температур, температуру каплепадения.

Первая в мире литиевая смазка была изобретена в США в 40х годах прошлого века Кларенсом Э. Эрлом. Это послужило мощным толчком к развитию индустрии смазочных материалов.

Более 70 % современных смазок – литиевые. Несмотря на то, что литиевый загуститель является одним из самых дешевых, его применение увеличивает рабочие характеристики смазок.

Литиевые мыла имеют большую водостойкость, чем натриевые материалы, лучшую термостойкость, чем кальциевые и натриевые смазки, а также они отличаются отличной механической стабильностью.

Универсальность и многофункциональность – главные преимущества литиевых смазок.

Производители смазочных материалов сегодня выпускают разнообразные литиевые смазки на основе минеральных, полусинтетических и синтетических масел с добавлением специальных присадок и/или твердосмазочных компонентов. Такие материалы – решение большого количества задач, стоящих перед промышленными предприятиями и сервисными компаниями.

Пластичные смазки на основе комплексных и простых литиевых загустителей удовлетворяют самым разнообразным требованиям и широко применяются в различных сферах деятельности (промышленность, обслуживание автомобильной и специальной техники и т.д.).

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwittervKontakte
Напишите комментарий